Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

НЕКОГНИТИВНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ОБУЧЕНИЯ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2019-3-25-40

Аннотация

Целью работы является анализ специфики личностных, регуляторных и мотивационных предикторов академической успешности в разные периоды обучения. В первой части статьи рассматриваются взаимосвязи личностных диспозиций «Большой пятёрки» и академических достижений на разных ступенях обучения, анализируются их особенности. Во второй части статьи анализируются регуляторные предикторы академической успешности, особое внимание отводится осознанной саморегуляции. Третья часть статьи посвящена особенностям вклада мотивационных комплексов на основе самооценки и самоэффективности, а также внутренней и внешней мотивации в академические достижения. В заключение статьи делается вывод о существовании запроса на комплексные исследования индивидуально-типологических особенностей взаимосвязи регуляторных, мотивационных и личностных предикторов академических достижений учащихся различных возрастов.

Об авторах

Ю. А. Ишмуратова
Психологический институт Российской академии образования
Россия


А. М. Потанина
Психологический институт Российской академии образования
Россия


И. Ю. Цыганов
Психологический институт Российской академии образования
Россия


В. И. Моросанова
Психологический институт Российской академии образования
Россия


Список литературы

1. Бондаренко И. Н., Цыганов И. Ю., Моросанова В. И. Некогнитивные предикторы академической успеваемости учащихся 9-11 классов: структурные модели // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы V Международной научно-практической конференции, 05-07 октября 2018 г. Ч. I: Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». Иваново, 2018. С. 62-69. DOI: 10.30888/978-5-6041451-4-2.1.8

2. Гордеева Т. О. Мотивы учебной деятельности учащихся средних и старших классов современной массовой школы // Психология обучения. 2010. № 6. С. 17-32.

3. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности / Т. О. Гордеева, В. В. Гижицкий, О. А. Сычев, Т. К. Гавриченкова // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 2. С. 57-68.

4. Гордеева Т. О., Сычев О. А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 1. С. 67-87.

5. Конопкин О. А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 42-52.

6. Кочергина Е. В., Най Дж. В. К., Орёл Е. А. Факторы «Большой пятёрки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов // Психологические исследования: [сайт]. 2013. Т. 6. № 27. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/776-kochergina27.html (дата обращения: 18.06.2019).

7. Моросанова В. И., Коноз Е. М. Регуляторные аспекты основных личностных измерений (на модели Большой Пятёрки) // Журнал практической психологии. 2003. № 3. С. 51-57.

8. Моросанова В. И., Филиппова Е. В., Фомина Т. Г. Личностные и регуляторные предикторы успешности и надёжности действий школьников в ситуации экзамена // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 4. С. 4-17.

9. Моросанова В. И., Фомина Т. Г., Ковас Ю. В. Взаимосвязь регуляторных, интеллектуальных и когнитивных особенностей учащихся с математической успешностью // Психологические исследования: [сайт]. 2014. Т. 7. № 34. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n34/963-morosanova34.html (дата обращения: 14.06.2019).

10. Моросанова В. И., Фомина Т. Г., Цыганов И. Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей. М., СПб., 2017. 380 с.

11. Моросанова В. И., Фомина Т. Г., Ованесбекова М. Л. Взаимосвязь осознанной саморегуляции, мотивации и личностных диспозиций с успеваемостью школьников // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 124-133. DOI: 1022204/2587-8956-2018-091-02-124-133.

12. Слободская Е. Р., Сафронова М. В., Ахметова О. А. Личностные особенности и стиль жизни как факторы школьной успеваемости подростков // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С. 70-79.

13. Цыганов И. Ю., Ованесбекова М. Л., Моросанова В. И. Возрастная специфика саморегуляции и отношения к учению суворовцев // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27. № 4. C. 468-477.

14. Bembenutty, H. Meaningful and maladaptive homework practices: The role of selfefficacy and self-regulation. Journal of Advanced Academics. 2011. Vol. 22. № 3. P. 448-473. DOI: 10.1177/1932202x1102200304

15. Bidjerano T., Yun Dai D. The relationship between the big-five model of personality and self-regulated learning strategies // Learning and Individual Differences. 2007. Vol. 17. № 1. P. 69-81. DOI: 10.1016/j.lindif.2007.02.001

16. Brookhart S. M. Teachers’ grading: Practice and theory // Applied measurement in Education. 1994. Vol. 7. № 4. P. 279-301.

17. Chemolli E., Gagne M. Evidence Against the continuum structure underlying motivation measures derived from Self-Determination Theory // Psychological Assessment. 2014. Vol. 26. № 2. P. 575-585. DOI: 10.1037/a0036212

18. Dent A. L., Koenka A. C. The relation between self-regulated learning and academic achievement across childhood and adolescence: A meta-analysis // Educational Psychology Review. 2016. Vol. 28. № 3. P. 425-474. DOI: 10.1007/s10648-015-9320-8

19. Dignath C., Büttner G. Components of fostering self-regulated learning among students. A meta-analysis on intervention studies at primary and secondary school level // Metacognition and learning. 2008. Vol. 3. № 3. P. 231-264. DOI: 10.1007/s11409-008-9029-x

20. Dollinger S. J., Matyja A. M., Huber J. L. Which factors best account for academic success: Those which college students can control or those they cannot? // Journal of Research in Personality. 2008. Vol. 42. № 4. P. 872-885. DOI: 10.1016/j.jrp.2007.11.007

21. Dumfart B., Neubauer A. C. Conscientiousness Is the Most Powerful Noncognitive Predictor of School Achievement in Adolescents // Journal of Individual Differences. 2016. Vol. 37. № 1. P. 8-15. DOI: 10.1027/1614-0001/a000182

22. Garon-Carrier G. et al. Intrinsic Motivation and Achievement in Mathematics in Elementary School: A Longitudinal Investigation of Their Association // Сhild development. 2016. Vol. 87. № 1. P. 165-175. DOI: 10.1111/cdev.12458

23. Jansen M., Scherer R., Schroeders U. Students’ self-concept and self-efficacy in the sciences: Differential relations to antecedents and educational outcomes // Сontemporary educational psychology. 2015. Vol. 41. P. 13-24. DOI: 10.1016/j.cedpsych.2014.11.002

24. Kriegbaum K., Jansen M., Spinath B. Motivation: A predictor of PISA’s mathematical competence beyond intelligence and prior test achievement // Learning and individual differences. 2015. Vol. 43. P. 140-148. DOI: 10.1016/j.lindif.2015.08.026

25. Laidra K., Pullmann H., Allik J. Personality and intelligence as predictors of academic achievement: A cross-sectional study from elementary to secondary school // Personality and Individual Differences. 2007. Vol. 42. № 3. P. 441-451. DOI: 10.1016/j.paid.2006.08.001

26. McAbee S. T., Oswald F. L. The Criterion-Related Validity of Personality Measures for Predicting GPA: A Meta-Analytic Validity Competition // Psychological Assessment. 2013. Vol. 25. № 2. P. 532-544. DOI: 10.1037/a0031748

27. Morosanova V. I. Extraversion and neuroticism: the typical profiles of self-regulation // European Psychologist. 2003. № 4. Р. 279-288. DOI: 10.1027//1016-9040.8.4.279

28. Morosanova V. I., Fomina T. G., Bondarenko I. N. Academic achievement: intelligence, regulatory, and cognitive predictors // Psychology in Russia. 2015. Vol. 8. №. 3. P. 136-156. DOI: 10.11621/pir.2015.03011

29. Morosanova V. I. et al. Self-regulation, personality factors, academic achievement in middle and senior school: variations across grade level // The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS. 2018. № 43. P. 401-410. DOI: https://dx.doi. орг/10,15405/epsbs.2018.07.53/

30. Musu-Gillette L. E. et al. Trajectories of change in students’ self-concepts of ability and values in math and college major choice // Educational research and evaluation. 2015. Vol. 21. № 4. P. 343-370. DOI: 10.1080/13803611.2015.1057161

31. Poropat A. E. A meta-analysis of the five-factor model of personality and academic performance // Psychological Bulletin. 2009. Vol. 135. № 2. P. 322-338. DOI: 10.1037/a0014996

32. Robbins S. B. et al. Do psychosocial and study skill factors predict college outcomes? A meta-analysis // Psychological bulletin. 2004. Vol. 130. № 2. P. 261-288. DOI: 10.1037/0033-2909.130.2.261

33. Ryan A. M., Pintrich P. R. ‘Should I ask for help?’ The role of motivation and attitudes in adolescents’ help seeking in math class // Journal of educational psychology. 1997. Vol. 89. №. 2. P. 329-341. DOI: 10.1037/0022-0663.89.2.329

34. Sitzmann T., Ely K. A meta-analysis of self-regulated learning in work-related training and educational attainment: What we know and where we need to go // Psychological bulletin. 2011. Vol. 137. № 3. P. 421-442. DOI: 10.1037/a0022777

35. Skinner E. A., Chapman M., Baltes P. B. Control, means-ends, and agency beliefs: A new conceptualization and its measurement during childhood // Journal of personality and social psychology. 1988. Т. 54. №. 1. P. 117-133. DOI: 10.1037/0022-3514.54.1.117

36. Sorić I., Penezić Z., Burić I. The Big Five personality traits, goal orientations, and academic achievement // Learning and Individual Differences. 2017. Vol. 54. P. 126-134. DOI: 10.1016/j.lindif.2017.01.024

37. Trapmann S., Hell B., Hirn J. O. W., Schuler H. Meta-Analysis of the Relationship Between the Big Five and Academic Success at University // Zeitschrift fur Psychologie-Journal of Psychology. 2007. Vol. 215. № 2. P. 132-151. DOI: 10.1027/0044-3409.215.2.132

38. Vermunt J. D., Donche V. A. Learning Patterns Perspective on Student Learning in Higher Education: State of the Art and Moving Forward // Educational psychology review. 2017. Vol. 29. № 2. P. 269-299. DOI: 10.1007/s10648-017-9414-6

39. Zhang J., Ziegler M. How do the big five influence scholastic performance? A big five-narrow traits model or a double mediation model // Learning and Individual Differences. 2016. Vol. 50. P. 93-102. DOI: 10.1016/j.lindif.2016.07.011

40. Zimmerman B. J. Self-regulated learning and academic achievement: An overview // Educational psychologist. 1990. Vol. 25. № 1. P. 3-17. DOI: 10.1207/s15326985ep2501_2

41. Zupančič M., Kavčič T., Slobodskaya H. R., Akhmetova O. A. Broad and Narrow Personality Traits Predicting Academic Achievement Over Compulsory Schooling: A Cross-Sectional Study in Two Countries // Journal of Early Adolescence. 2016. Vol. 36. № 6. P. 783-806. DOI: 10.1177/0272431615588954

42. Winne P. H. Inherent details in self-regulated learning // Educational Psychologist. 1995. Vol. 30. № 4. P. 173-187. DOI: 10.1207/s15326985ep3004_2


Рецензия

Просмотров: 302


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)