Этнонациональные установки как фактор субъективного благополучия студентов университетов новых регионов РФ
https://doi.org/10.18384/3033-6414-2025-3-66-75
Аннотация
Цель. Выявление особенностей взаимосвязи этнонациональных установок и показателей удовлетворённости жизнью и субъективного благополучия у студентов университетов новых субъектов Российской Федерации.
Процедура и методы. Эмпирическое исследование проведено с использованием «Шкалы этнонациональных установок» (авторы О. Е. Хухлаев, И. М. Кузнецов, Н. В. Ткаченко), которая реализует подход к многомерному исследованию обобщённых установок респондентов в отношении национальности и межнациональных отношений, воспринимаемых в российском общественном дискурсе как тождественные понятию этничности, «Шкалы психологического благополучия Варвик-Эдинбург» (в адаптации С. К. Нартова-Бочавер) для оценки уровня субъективного благополучия, опросника «Удовлетворённость жизнью» (Н. Н. Мельникова) для исследования субъективного чувства удовлетворённости жизнью.
Результаты. Установлено, что у студентов университетов новых субъектов Российской Федерации, которые относятся к категории переселенцев, националистические установки отрицательно связаны с субъективным благополучием и удовлетворённостью жизнью, тогда как патриотические установки демонстрируют положительные корреляции с этими показателями. В группе студентов из других регионов РФ подобные взаимосвязи выражены слабее или отсутствуют. Это указывает на особую роль этнонациональных установок как фактора субъективного благополучия в условиях социальной адаптации, что подтверждает значимость учёта этнокультурных особенностей при разработке программ психологического сопровождения студентов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении взаимосвязи этнонациональных установок с субъективным благополучием и гражданской идентичностью студентов в процессе их социальной адаптации. Полученные результаты позволят глубже понять механизмы, посредством которых этническая принадлежность и связанные с ней установки могут как способствовать, так и препятствовать адаптации студентов к новым условиям. Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения полученных данных для разработки и реализации программ психологической поддержки и профилактики дезадаптации студентов в новых субъектах Российской Федерации. Это позволит создать более эффективные стратегии помощи студентам, испытывающим трудности с адаптацией в связи с этнонациональными факторами.
Об авторах
Т. В. ЛевченкоРоссия
Левченко Татьяна Васильевна – аспирант кафедры прикладной психологии и развития личности, преподаватель кафедры общей и социальной психологии Института психологии
г. Херсон
Е. Е. Блинова
Россия
Блинова Елена Евгеньевна – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной психологии и развития личности Института психологии
г. Херсон
Список литературы
1. Хухлаев О. Е. Этнонациональные установки и ценности современной молодёжи (на материале исследования студенчества нескольких регионов России) // Культурно-историческая психология. 2011. № 4. С. 97–106.
2. Хухлаев О. Е., Кузнецов И. М., Ткаченко Н. В. Разработка и адаптация методики «Шкала этнонациональных установок» // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15, № 3. С. 527–541. DOI 10.17323/1813-8918-2018-3-527-541.
3. Фомичева А. Е. Исследование взаимосвязи предпочитаемых стратегий совладания с трудными ситуациями и этнонациональных установок московской молодёжи // Психологопедагогические исследования. 2012. Т. 4. № 3. С. 58–69.
4. Черекаева О. А. Характеристики этнонациональных установок современной молодёжи // Социальная психология личности и акмеология: сборник статей молодых исследователей / под ред. Р. М. Шамионова. М.: Перо, 2014. С. 171–177.
5. Бонкало Т. И., Ильин В. А., Бонкало С. В. Этнонациональные установки и психосоциальное развитие личности: опыт эмпирического исследования // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 4. С. 10–24.
6. Shamionov R. M. The role of civic identity in the preferences of civil and political forms of social activity in Russian youth (Роль гражданской идентичности в предпочтениях гражданских и политических форм социальной активности российской молодёжи) // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2020. Т. 17. № 3. P. 459–472.
7. Блинова Е. Е., Блинов О. Ю. Доверие как фактор становления гражданской идентичности молодёжи // Актуальные проблемы исследования массового сознания: материалы 8-й Международной научно-практической конференции (Пенза, 21–22 марта 2025 года). Пенза: Перо, 2025. С. 13–19.
8. Серых А. Б., Бугаева А. С. Формирование гражданской идентичности у студенческой молодёжи: теоретический анализ // Комплексное противодействие идеологии терроризма и экстремизма: методы, инструменты, решения: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 26–30 сентября 2023 года). Казань: МеДДоК, 2023. С. 95–101.
9. Карабущенко Н. Б., Пилишвили Т. С., Штырев М. М. Особенности информационно-коммуникативной составляющей молодёжного политического и добровольческого лидерства // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 3. С. 104–114. DOI: 10.21702/rpj.2021.3.7.
10. Novikova I. A. Ethno-national attitudes as intercultural competence predictors in university students: Gender differences (Этнонациональные установки как предикторы межкультурной компетентности студентов вузов: гендерные различия) // Behavioral Sciences. 2020. Vol. 10. № 2. P. 56.
11. Yang Y., Zhan J., Fan Y. From national identity to well-being: the crucial mediating role of self-esteem in adolescents (От национальной идентичности к благополучию: важнейшая опосредующая роль самооценки у подростков) // BMC psychology. 2025. Vol. 13. № 1. P. 507.
12. Tajfel H., Turner J. C. The social identity theory of intergroup behavior (Теория социальной идентичности межгруппового поведения) // Political psychology. NY: Psychology Press, 2004. P. 276–293.

























