Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Формирование личностно-профессиональных качеств медиатора в инклюзивной образовательной среде вуза

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2025-2-136-153

Аннотация

Цель. Определить условия и особенности формирования личностно-профессиональных качеств медиатора в инклюзивной образовательной среде вуза для организации системы конструктивного разрешения конфликтов и обеспечения психологической безопасности всех участников образовательного процесса.

Методология и методы. Исследование основано на системном и конструктивном подходах. Системный подход позволил рассмотреть медиацию как комплексный процесс, включающий личность медиатора, инклюзивную среду и методы разрешения конфликтов, а конструктивный подход – изучить конфликты как источник развития. Реализованы принципы: полисубъектности (учёт взаимодействия всех участников образовательного процесса в инклюзивной среде, включая студентов с ОВЗ, нормотипичных студентов, преподавателей) и практико-ориентированности (разработка рекомендаций для внедрения медиации в вузах, включая формирование медиативной культуры и создание условий для развития личностно-профессиональных качеств медиаторов). Использованы методы: анализ литературы, психодиагностика, наблюдение, анкетирование, количественный анализ и визуализация данных. Фактологическая база исследования включает научные публикации (РИНЦ, Elibrary) и нормативные документы, регулирующие данную деятельность. Гипотеза исследования: формирование личностно-профессиональных качеств медиатора в инклюзивной образовательной среде вуза способствует организации системы конструктивного разрешения конфликтов, развитию медиативной культуры и обеспечению психологической безопасности всех участников образовательного процесса.

Результаты. Выявлены ключевые условия формирования личностно-профессиональных качеств медиатора: внедрение образовательных программ, направленных на освоение навыков медиации, технологий урегулирования конфликтов, способствующих развитию медиативной культуры и созданию благоприятной образовательной среды в вузе. В инклюзивной среде медиатор должен развивать эмпатию, толерантность, гибкость, учитывая потребности студентов с ОВЗ. На основе выявленных условий разработаны рекомендации по созданию системы медиации, включающей медиативные службы, интеграцию медиации в учебный процесс и подготовку преподавателей. Результаты эмпирического исследования показали, что 70% студентов демонстрируют достаточный уровень эмоционального интеллекта, что является важным условием для успешной медиации. Это свидетельствует о наличии у студентов общего потенциала для освоения навыков медиации. Однако выявленные недостатки в мотивационной сфере и отдельных личностных аспектах указывают на необходимость целенаправленной работы по их развитию.

Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование вносит вклад в развитие теории медиации, расширяя её применение в контексте инклюзивного образования. Работа систематизирует и уточняет ключевые качества, необходимые медиатору для эффективной работы в инклюзивной среде. Разработка рекомендаций по подготовке медиаторов и внедрению медиативных практик в образовательный процесс вуза способствует повышению психологической безопасности и гармонизации взаимодействия между участниками образовательного процесса. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к изучению медиации в инклюзивной образовательной среде, включающем анализ личностно-профессиональных качеств медиатора, особенностей инклюзивной среды и условий формирования медиативной культуры.

Об авторах

О. А. Мусатова
МИРЭА – Российский технологический университет
Россия

Мусатова Оксана Алексеевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальных и гуманитарных наук

Москва



Л. Н. Кулешова
Российский новый университет
Россия

Кулешова Людмила Николаевна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии и психологии труда

Москва



М. Ф. Секач
Российский новый университет
Россия

Секач Михаил Федорович – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии и психологии труда

Москва



Список литературы

1. Алексеева Е.А. Формирование готовности к онлайн-медиации магистрантов психолого-педагогического направления: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2023. 24 с.

2. Выготский Л.С. Собр. соч: В 6-ти т. Т.3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

3. Кетова О.Б. Специфика образования медиаторов: супервизия и самопознание // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е.Шварца. Материалы международной научно-практической конференции (Пермь, 1–2 июня 2009 года). Ч.I. Пермь: ПГПУ. С.229–234.

4. Курбатов В.И. Конфликтология. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 445 с.

5. Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2017. Т.22. № 1. С. 10–17.

6. Мета Г. Медиация – искусство разрешать конфликты. Что такое медиация // Медиация. Новый подход к разрешению конфликтов (дайджест). Практическое издание / пер. с англ. Г.Похмелкиной. Пермь: Ресурс, 2009. С.35–50.

7. Мусатова О.А. Вопросы подготовки специалистов управления конфликтными ситуациями // Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании: материалы международной научно-практической конференции (Москва, 6–7 декабря 2021 года). М.: РНИМУ, 2022. С.395–398.

8. Мусатова О.А. Посреднический потенциал медиаторов как условие для урегулирования конфликтов // Цивилизация знаний: российские реалии: сборник трудов XXIII Международной научной конференции. (Москва, 8–29 апреля 2022 года). М.: РНИМУ им. Н.И.Пирогова, 2022. С.643–646.

9. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Николаева Л.П. Механизмы повышения безопасности образовательной деятельности с помощью игрового психолого-педагогического моделирования // Вестник Российского нового университета. 4 Серия «Человек в современном мире». 2021. № 4. С.3–11.

10. Саитгалиева Г.Г., Васина Л.Г., Гутерман Л.А. Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов как ресурс развития инклюзии в вузе // Психологопедагогические исследования. 2019. Т.11. № 3. С.57–71.

11. Салимгареев Д.И. Медиация как гуманистическая технология разрешения социальных конфликтов в современном российском обществе: автореф. дис. канд. филос. наук. Уфа, 2024. 23 с.

12. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста // Высшее образование в России. 2003. № 1. С.124–126.

13. Слюсарева Е.С. Концепция обеспечения психологической безопасности инклюзивной образовательной среды: автореф. дис. .д-ра. психол. наук. СПб., 2024. 39 с.

14. Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. М.: МЦУПК, 2013. 128 с.

15. Mehta G., Rickert K. (2008). Mediation. Instrument der Konfliktregulirung und Dienstleistung (Медиация. Инструмент урегулирования и обслуживания конфликтов). Wien: Falter Verlag Publ. 304 p.


Рецензия

Просмотров: 28


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)