Роль сепарации от родителей в формировании жизнеспособности: исследование гендерных различий у молодёжи
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2025-2-75-90
Аннотация
Цель. Проанализировать взаимосвязь между особенностями психологической сепарации от родителей и уровнем жизнеспособности личности молодых людей.
Процедура и методы. На основе теоретического и эмпирического исследований определить вклад уровня автономности от родителей взрослеющих детей в становление их жизнеспособности. В исследовании принимали участие 493 молодых человека в возрасте от 20 до 27 лет (252 девушки и 241 юноша), которые находятся, по определению Дж. Арнетта, в периоде «становящейся взрослости». Использовались следующие психодиагностические методики: «Жизнеспособность личности» А. А. Нестеровой; Опросник для изучения психологической сепарации от родителей – Psychological Separation Inventory (PSI, Hoffman, адаптация В. П. Дзукаевой, Т. Ю. Садовниковой); «Опросник сепарации-индивидуации» (SITA) в русскоязычной адаптации Н. Н. Поскребышевой и К. В. Крименчуцкой (Поскребышева, Крименчуцкая, 2018); Опросник привязанности к родителям и сверстникам (IPPA) – Inventory of Parent and Peer Attachment (М. Гринберг, Г. Армсден, адаптация Д. В. Лифинцева и А. А. Лифинцевой). Проведён корреляционный и регрессионный анализы характера взаимосвязей между показателями жизнеспособности и психологической сепарации от родителей.1
Результаты исследования демонстрируют, что успешная сепарация от родителей, особенно в поведенческой и функциональной плоскостях, способствует развитию жизнеспособности. В период становящейся взрослости аттитюдная зависимость от отца и матери всё ещё является важным фактором становления жизнеспособности. Однако половые различия в потребностях молодых людей требуют дифференцированного подхода в психологической помощи. Для молодых женщин необходимо поддерживать равновесие между развитием самостоятельности и учётом семейных ценностей; молодые мужчины же должны сохранять функциональную независимость в принятии решений, но не отрицать значимость эмоциональной поддержки со стороны родителей, в первую очередь от отца.
Об авторах
А. А. НестероваРоссия
Нестерова Альбина Александровна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной и педагогической психологии
г. Москва
А. В. Косолапова
Россия
Косолапова Анастасия Владимировна – аспирант кафедры социальной и педагогической психологии; старший преподаватель кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий
г. Москва
Список литературы
1. Андреева А.Д., Лисичкина А.Г. Особенности внутренней позиции взрослого в контексте институциональных требований на разных этапах юношеского возраста // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2024. № 3. С.114–132.
2. Кедич С.И., Гусева К.С. Жизнеспособность молодёжи в условиях сепарации от родителей // Социальная педагогика. 2022. № 3. С.38–41.
3. Манукян В.Р. Взросление молодёжи: сепарация от родителей, субъективная взрослость и психологическое благополучие в возрасте 18–27 лет // Психологическая наука и образование. 2022. Т.27. № 3. С.129–140.
4. Махнач А.В., Лактионова А.И., Постылякова Ю.В. Жизнеспособность студенческой молодёжи России в условиях неопределённости // Образование и наука. 2022. Т.24. № 5. С.90–121.
5. Махнач А.В., Сараева Н.М., Дагбаева С.Б. Сравнительный эмпирический анализ жизнеспособности русской и бурятской молодёжи // Социальная психология и общество. 2023. Т.14. № 2. С.66–84.
6. Нестерова А.А. Концептуализация жизнеспособности человека в современной психологии // Психология жизнеспособности личности: научные подходы, современная практика и перспективы исследований: материалы методологического семинара (Москва, 18 декабря 2020 года) / под ред. Е.Ю.Бекасовой. М.: Московский педагогический государственный университет, 2021. С.54–61.
7. Нестерова А.А. Разработка и валидизация методики «Жизнеспособность личности» // Психологический журнал. 2017. Т.38. № 4. С.93–108.
8. Abboud F., Easson K., Majnemer A. Psychological well-being, everyday functioning, and autonomy in emerging adults with a congenital heart defect (Психологическое благополучие, повседневное функционирование и автономия у развивающихся взрослых с врождённым пороком сердца) // The Journal of Pediatrics. 2023. № 262. P.113.
9. Arnett J.J. Emerging adulthood: The winding road from the late teens through the twenties (Становление взрослой жизни: извилистая дорога от позднего подросткового возраста до двадцати). N.Y.: Oxford University Press, 2024. 432 p.
10. Bao G., Gao F. Links between parental autonomy support and psychological control and Chinese emerging adults' conceptions of adulthood (Ассоциации между поддержкой родительской автономии и психологическим контролем и убеждениями молодых людей Китая о взрослости) // Journal of Research on Adolescence. 2023. Vol.33. № 3. P.828–840.
11. Ding X., Zheng L., Liu Y. Parenting styles and psychological resilience: The mediating role of error monitoring (Стили воспитания и психологическая устойчивость: посредническая роль мониторинга ошибок) // Biological Psychology. 2023. № 180. P.108–117.
12. Feldman R. Father contribution to human resilience (Вклад отца в устойчивость человека) // Development and psychopathology. 2023. Vol.35. № 5. P.2402–2419.
13. Liga F., Lo Coco A., Musso P. Parental psychological control, autonomy support and Italian emerging adult’s psychosocial well-being: a cluster analytic approach (Родительский психологический контроль, поддержка автономии и психосоциальное благополучие итальянских молодых людей: кластерно-аналитический подход) // European Journal of Developmental Psychology. 2023. Vol.17. № 1. P.37–55.
14. Mangoh N.R., Lo-oh J.L., Brenda D. Parental support and resilient behaviour among emerging adult students in Cameroon State Universities (Родительская поддержка и устойчивое поведение среди взрослых студентов стартапов в государственных университетах Камеруна) // The American Journal of Social Science and Education Innovations. 2024. Vol.6. № 12. P.283–294.
15. Pyrczak-Piega M., Kutek-Sładek K. Students with Special Needs and Their Parents–Informal Participation of a Parent in the Education of an Adult Child (Студенты с особыми потребностями и их родители — неформальное участие родителей в образовании взрослых детей) // Central European Journal of Educational Research. 2023. Vol.5. № 2. P.44–51.
16. Seong H., Lee S., Lee S.M. Is autonomy-supportive parenting universally beneficial? Combined effect of socially prescribed perfectionism and parental autonomy support on stress in emerging adults in South Korea (Является ли самоподдерживающее родительство полностью полезным? Совместное влияние социально обусловленного перфекционизма и родительской самоподдержки на стресс у взрослых стартапов в Южной Корее) // Current Psychology. 2023. Vol.42. № 15. P.13182–13191.
17. Wadi M.M., Nordin N.I. , Roslan N.S. Reframing resilience concept: insights from a metasynthesis of 21 resilience scales (Переосмысление концепции устойчивости: выводы из метасинтеза 21 шкалы устойчивости) // Education in medicine journal. 2020. № 12. № 2. P.3–22.
18. Zukerman N., Bottone E., Low M. Resilience and adolescence-transition in youth with developmental disabilities and their families: a scoping review (Устойчивость и переход у молодёжи с нарушениями развития и их семей: обзор) // Frontiers in Rehabilitation Sciences. 2024. № 5. P.134–174.
Дополнительные файлы
![]() |
1. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Прочее | |
Скачать
(48KB)
|
Метаданные ▾ |
![]() |
2. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Прочее | |
Скачать
(86KB)
|
Метаданные ▾ |