Представления курсантов о способах решения конфликтов и возможности их изменений в процессе развития конфликтологической компетентности
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2025-2-64-74
Аннотация
Цель. Описание исследования представлений курсантов о конфликте и возможностей их изменения через работу с теоретическими знаниями и практическими навыками в рамках развития конфликтологической компетентности.
Процедура и методы. В статье проанализированы подходы к определению конфликта и его восприятия, конфликтологической компетентности, приведены результаты собственного исследования. При проведении исследования использованы методы семантического дифференциала, сравнения, методы интерпретации результатов и статистического анализа.
Результаты. Использование семантического дифференциала позволило увидеть тенденции в восприятии курсантами конфликта как явления, связанного с негативными эмоциями, значимого, но при этом истинного и частично разумного и зрелого. После проведения цикла занятий для расширения представлений о функциях конфликта, оптимизации выбора стратегий поведения в конфликте, принятия его конструктивных функций и развития способности контроля эмоций можно наблюдать сдвиги, произошедшие в тех парах понятий, которые являются наиболее эмоционально нейтральными, появляется меньшая категоричность в описании конфликта.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обозначена проблема восприятия конфликта курсантами как в основном негативного явления, описаны особенности его оценивания. Показана возможность трансформации представлений и восприятии позитивных моментов в разрешении конфликта, необходимость формирования конфликтологической компетентности курсантов.
Об авторе
Д. А. КузнецоваРоссия
Кузнецова Дарья Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности факультета психологии и пробации
г. Вологда
Список литературы
1. Алпысбаева М.Б., Карманова Ж.А., Боброва В.В. Формирование конфликтологической компетенции социальных работников у студентов вуза // Science for Education Today. 2019. Т.9. № 3. С.58–80. DOI: 10.15293/2658-6762.1903.04.
2. Битюцкая Е.В., Корнеев А.А. Диагностика восприятия жизненных трудностей: ситуационный опросник «типы ориентаций в трудной ситуации» // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. № 4. URL: https://www.evestnik-mgou.ru/jour/article/view/82/82 (дата обращения: 21.03.2025).
3. Вельмисова Д.В. Исследование конфликта как процесса интерпретации и генерирования смыслов // Телескоп. 2021. № 2. С.14–23. DOI: 10.51692/1994-3776_2021_2_14.
4. Гончарова Е.М., Савина А.С. Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. 2021. № 4. С.319–322. DOI: 10.24412/2414-3995-2021-4-319-322.
5. Митяева А.М., Валуйкова А.М. Психологические детерминанты возникновения конфликтов в межличностном общении // Baikal Research Journal. 2023. Т.14. № 1. C.158–164. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(1).
6. Серафимович И.В., Салова А.И. Особенности общения у современного юношества: проблемные ситуации и стратегии поведения в конфликте // Общение в эпоху конвергенции технологий: сборник научных статей. М.: ПИ РАО, 2022. С.538–541. DOI: 10.24412/cl-36917-2022-538-541.
7. Фомина Л.А, Кедярова Е.А., Чернецкая Н.И. Связь конфликтологической компетентности и психологического благополучия студентов-психологов // Педагогический имидж. 2024. Т.18. № 2. C.241–258. DOI: 10.32343/2409-5052-2024-18-2-241-258.
8. Dijkstra M.T.M., Beersma B., Cornelissen R.A. The emergence of the Activity Reduces Conflict Associated Strain (ARCAS) model: A test of a conditional mediation model of workplace conflict and employee strain // Journal of Occupational Health Psychology. 2012. Vol.17 (3). P.365–375. DOI: 10.1037/a0028550.
9. Rillo-Albert A., Lavega-Burgues P., Prat Q. The Transformation of Conflicts into Relational Well-Being in Physical Education: GIAM Model // International journal of environmental research and public health. 2021. Vol.18 (3). P.1071. DOI: 10.3390/ijerph18031071.