Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Феномен ответственности в коллективном и индивидуальном сознании учащейся молодёжи и взрослых

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2025-2-106-122

Аннотация

Цель. Анализ структурных и содержательных характеристик представлений об ответственности у учащейся молодёжи и взрослых.

Процедура и методы. Исследование носило сравнительный характер и выполнялось в два этапа. На первом этапе методом прототипического анализа свободных ассоциаций П. Вержеса проведено изучение социального представления об ответственности как элементе коллективного сознания. На втором этапе по материалам самоописаний «Какой Я?» изучено содержание субъективных представлений о себе как человеке ответственном.

Результаты. Структура и содержание социального представления об ответственности как феномене коллективного сознания характеризуется доминированием категорий социальной ответственности и самоконтроля. В юношеском возрасте феномен ответственности выступает преимущественно как способность к самоконтролю (признание вины, пунктуальность, воля) и ответственности за самих себя; для взрослых более важными оказываются проявления социальной ответственности за других людей (долг, надёжность). Презентация феномена ответственности на уровне индивидуального сознания имеет возрастные и гендерные различия. У взрослых личные качества ответственности имеют более высокий рейтинг, чем у юношества. Девушки раньше и полнее юношей осознают ответственность как качество собственной личности.

Теоретическая и/или практическая значимость исследования заключается в уточнении структурно-содержательных особенностей представлений о феномене ответственности у представителей разных социально-возрастных и гендерных групп. Полученные данные будут полезны для использования в программах психолого-педагогического сопровождения учащихся юношеского возраста.

Об авторах

А. Д. Андреева
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Россия

Андреева Алла Дамировна – кандидат психологических наук, заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии

г. Москва



Е. Е. Данилова
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Россия

Данилова Елена Евгеньевна (Москва) – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории научных основ детской практической психологии

г. Москва



Список литературы

1. Андреева А.С. Три измерения взрослости в XXIвеке: ответственность, свобода и забота // Социологические исследования. 2023. № 7. С.105–116. DOI: 10.31857/S013216250023698-0.

2. Барсукова С.А. Концептуальное поле феномена «совесть» в психологии // Психологический журнал. 2013. Т.34. № 1. С.36–44.

3. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник 1984–1985. М.: Наука, 1986. С.80–160.

4. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Мельникова Д.В. К вопросу об исследовании социальных представлений: взгляд со стороны // Социальная психология и общество. 2022. Т.13. № 3. С.8–25. DOI: 10.17759/sps.2022130302.

5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

6. Бокуть Е.Л., Комарова О.Н., Рассказова А.Л. Самоотношение и атрибутивные схемы локус-контроля как составляющие личностного потенциала // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. Т.4. № 53. С.6–16. DOI: 10.26456/vtpsyped/2020.4.006.

7. Бузган Е.И. Взаимосвязь ответственности и самоактуализации у современной молодёжи // Экспериментальная психология. 2023. Т.16. № 4. C.75–87. DOI: 10.17759/exppsy.2023160405.

8. Емельянова Т.П., Дробышева Т.В. Комплексное исследование коллективных переживаний социальных проблем: количественные и качественные методы // Социальная психология и общество. 2018. Т.9. № 3. С.166–175. DOI: 10.17759/sps.2018090316.

9. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. 688 с.

10. Казанская К.О., Ромащук А.Н. Проблема перехода от житейских к научным понятиям: подход «концептуальных изменений» и школа Л.С.Выготского // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. № 3. С.239–259. DOI: https://doi.org/10.11621/vsp.2021.03.12.

11. Муздыбаев К. Психология ответственности. М.: Либроком, 2017. 248 с.

12. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности. Екатеринбург: УГПУ, 2021. 200 с.

13. Реан А.А. Психология личности. СПб.: Питер, 2017. 288 с.

14. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В.Бибихина. СПб.: Наука, 2002. 450 с.

15. Шадриков В.Д. Совесть: психолого-философский анализ // Психологический журнал. 2018. Т.39. № 1. С.5–14. DOI: 10.7868/S0205959218010014.

16. Galvin B.M., Randel A.E., Collins B.J. Changing the focus of locus (of control): A targeted review of the locus of control literature and agenda for future research (Изменение фокуса локуса (контроля): целевой обзор литературы по локусу контроля и повестка дня для будущих исследований) // Journal of Organizational Behavior. 2018. № 39. P.820–833. DOI: 10.1002/job.2275.

17. Mathes E.W., Kahn A. Diffusion of responsibility and extreme behavior (Диффузия ответственности и экстремальное поведение) // Journal of Personality and Social Psychology. 1975. Vol.31. № 5. P.881–886. DOI: 10.1037/h0076695.

18. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement (Обобщённые ожидания внутреннего и внешнего контроля подкрепления) // Psychological Monographs: General and Applied. 1966. Vol.80. № 1. P.1–28. DOI: 10.1037/h0092976.

19. Schlenker B.R., Britt T.W., Pennington J. The triangle model of responsibility (Треугольная модель ответственности) // Psychological Review. 1994. Vol.101. № 4. P.632–652. DOI: 10.1037/0033-295X.101.4.632.

20. Winter D.G. Responsibility (Ответственность) // Motivation and Personality: Handbook of Thematic Content Analysis. N.Y: Cambridge University Press, 1992. P.500–505. DOI: 10.1017/CBO9780511527937.036.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 35


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)