Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Рассмотрение понятия «одарённости» в специфике работы с одарёнными подростками

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2025-1-129-147

Аннотация

Цель данной работы состоит в рассмотрении понятия «одарённость», его структуры и критериев выявления, а также определении специфики работы с одарёнными подростками.

Процедура и методы. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: анализ специальной литературы; изучение системы работы с одарёнными подростками, которое включает в себя ознакомление с психологическими особенностями и методическими приёмами работы с подобными детьми. В работе были использованы теоретические методы исследования, включающие в себя изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы по данной теме.

Результаты. На основании изучения научной литературы установлено, что однозначного, чёткого и точного определения понятия «одарённости» не существует. Вместе с тем в настоящее время одарённость определяется как процесс развития различных задатков, способностей и качеств личности. Результатами исследования послужили теоретические обоснования понятия «одарённость», а также выявление качественных стратегий и подходов в психолого-педагогическом сопровождении одарённых подростков.

Теоретическая и/или практическая значимость. Представленные в статье обобщённые данные расширяют научные представления в области психологии одарённости. Теоретическая значимость работы заключается в обогащении теории психолого-педагогического сопровождения новыми концептами сопровождения одарённых подростков. Практическая значимость работы состоит в том, что описанная специфика работы с одарёнными подростками может быть использована в работе при выявлении одарённых детей, их развитии и сопровождении.

Об авторах

М. В. Чернова
Специализированный учебно-научный центр Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Чернова Марина Владимировна– аспирант 2 курса Департамента Психологии Уральского федерального университета, учитель иностранного языка Специализированного научного учебного центра

620137, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Данилы Зверева, д. 30



М. С. Рябцев
Специализированный учебно-научный центр Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Рябцев Максим Сергеевич – академический директор Специализированного научного учебного центра Уральского федерального университета

620137, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Данилы Зверева, д. 30



А. А. Печеркина
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Печеркина Анна Александровна) – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии, директор департамента психологии, старший научный сотрудник учебно-научной лаборатории нейротехнологий 

620137, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Данилы Зверева, д. 30



Список литературы

1. Адашкина А. А. Изучение феномена математической тревожности в зарубежной психологии // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 1. С. 28‒35.

2. Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одарённости в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одарённости. М.: Психология, 1997. 502 с.

3. Волкова Е. Н., Васильева С. В. Изучение субъективных факторов психологического благополучия одарённых подростков (психодиагностический комплекс) // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3. С. 13.

4. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / пер. с англ. M.: Вильямс, 2007. 512 с.

5. Ермаков С. С. Личностные трудности интеллектуально одарённых детей в средней школе (обзор современных зарубежных работ) // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 3. С. 41‒49.

6. Ивлев В. Ю., Ивлева М. Л., Иноземцев В. А. Становление новой философскометодологической парадигмы современной науки в условиях информационного общества. М.: ИТО СЕМРИК, 2012. 287 с.

7. Козлова Е. А. К вопросу об одарённости детей // Молодой учёный. 2016. № 21 (125). С. 874–877.

8. Лактионова Е. Б., Грецов А. Г., Орлова А. В. Подходы к проблеме изучения психологического благополучия одарённых учащихся в образовательной среде // Педагогический имидж. 2019. № 4 (45). С. 644–654.

9. Проничева О. В. Развитие компонентов личностного потенциала у подростков с признаками одарённости // Вестник науки. 2024. № 12 (81). Т. 2. С. 903–910.

10. Рабочая концепция одарённости / под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. М.: МО РФ, 2003. 39 с.

11. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АН СССР. 1961. 536 с.

12. Трикозенко И. В. Перспективные подходы к развитию интеллектуального и творческого потенциала одарённых детей // Народное образование. 2014. № 6. С. 3–8.

13. Шумакова Н. Б. Климат в классе как условие развития одаренности школьников: к проблеме подготовки современного учителя // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 21. № 3. С. 122–128.

14. Шумакова Н. Б. Творческий потенциал его измерение в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 1. № 4. С. 8–16.

15. Bishop J. C., Rinn A. N. The potential of misdiagnosis of high IQ youth by practicing mental health professionals: A mixed methods study // High Ability Studies. 2020. Vol. 31. № 2. P. 213‒243.

16. Brewster B. J. M., Miller T. Missed opportunity in mathematics anxiety // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2020. Vol. 15. № 3. 12 p.

17. Dai D. Y. Assessing and accessing high human potential: a brief history of giftedness and what it means to school psychologists // Psychology in the Schools. 2020. Vol. 57. № 10. P. 1514‒1527.

18. Freeman J. Possible Effects of the Electronic Social Media on Gifted and Talented Children’s Intelligence and Relationships // Psychological Science and Education. 2015. Vol. 20. № 1. P. 102–109.

19. Gallagher J. J. Issues in the Education of Gifted Students // Handbook of Gifted Education. New York: Teachers College Press, 1997. Pp. 10–23.

20. Maker C. J. Identifying exceptional talent in science, technology, engineering, and mathematics: increasing diversity and assessing creative problem-solving // Journal of Advanced Academics. 2020. Vol. 31. № 3. P. 161‒210.

21. McCoach D. B., Siegle D., Rubenstein L. D. Pay attention to inattention: Exploring ADHD symptoms in a sample of underachieving gifted students // Gifted Child Quarterly. 2020. Vol. 64. № 2. P. 100‒116.

22. Pavlova T. S., Kholmogorova A. B. Psychological factors of social anxiety in Russian adolescents // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10. № 2. P. 179‒191.

23. Pfeiffer S. I. Gifted and talent development in Children and Youth // The Oxford Handbook of Expertise. Oxford: Oxford University Press, 2021. P. 103‒127.

24. Reis S. M., Peters P. M. Research on the schoolwide enrichment model: four decades of insights, innovation, and evolution // Gifted Education International. 2021. Vol. 37. № 2. P. 109–141.

25. Renzulli J. S. Reexamining the role of gifted education and talent development for the 21st Century: A four-part theoretical approach // Gifted Child Quarterly. 2012. № 56 (3). P. 150–159.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 125


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)