Рассмотрение понятия «одарённости» в специфике работы с одарёнными подростками
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2025-1-129-147
Аннотация
Цель данной работы состоит в рассмотрении понятия «одарённость», его структуры и критериев выявления, а также определении специфики работы с одарёнными подростками.
Процедура и методы. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: анализ специальной литературы; изучение системы работы с одарёнными подростками, которое включает в себя ознакомление с психологическими особенностями и методическими приёмами работы с подобными детьми. В работе были использованы теоретические методы исследования, включающие в себя изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы по данной теме.
Результаты. На основании изучения научной литературы установлено, что однозначного, чёткого и точного определения понятия «одарённости» не существует. Вместе с тем в настоящее время одарённость определяется как процесс развития различных задатков, способностей и качеств личности. Результатами исследования послужили теоретические обоснования понятия «одарённость», а также выявление качественных стратегий и подходов в психолого-педагогическом сопровождении одарённых подростков.
Теоретическая и/или практическая значимость. Представленные в статье обобщённые данные расширяют научные представления в области психологии одарённости. Теоретическая значимость работы заключается в обогащении теории психолого-педагогического сопровождения новыми концептами сопровождения одарённых подростков. Практическая значимость работы состоит в том, что описанная специфика работы с одарёнными подростками может быть использована в работе при выявлении одарённых детей, их развитии и сопровождении.
Об авторах
М. В. ЧерноваРоссия
Чернова Марина Владимировна– аспирант 2 курса Департамента Психологии Уральского федерального университета, учитель иностранного языка Специализированного научного учебного центра
620137, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Данилы Зверева, д. 30
М. С. Рябцев
Россия
Рябцев Максим Сергеевич – академический директор Специализированного научного учебного центра Уральского федерального университета
620137, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Данилы Зверева, д. 30
А. А. Печеркина
Россия
Печеркина Анна Александровна) – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии, директор департамента психологии, старший научный сотрудник учебно-научной лаборатории нейротехнологий
620137, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Данилы Зверева, д. 30
Список литературы
1. Адашкина А. А. Изучение феномена математической тревожности в зарубежной психологии // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 1. С. 28‒35.
2. Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одарённости в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одарённости. М.: Психология, 1997. 502 с.
3. Волкова Е. Н., Васильева С. В. Изучение субъективных факторов психологического благополучия одарённых подростков (психодиагностический комплекс) // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3. С. 13.
4. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / пер. с англ. M.: Вильямс, 2007. 512 с.
5. Ермаков С. С. Личностные трудности интеллектуально одарённых детей в средней школе (обзор современных зарубежных работ) // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 3. С. 41‒49.
6. Ивлев В. Ю., Ивлева М. Л., Иноземцев В. А. Становление новой философскометодологической парадигмы современной науки в условиях информационного общества. М.: ИТО СЕМРИК, 2012. 287 с.
7. Козлова Е. А. К вопросу об одарённости детей // Молодой учёный. 2016. № 21 (125). С. 874–877.
8. Лактионова Е. Б., Грецов А. Г., Орлова А. В. Подходы к проблеме изучения психологического благополучия одарённых учащихся в образовательной среде // Педагогический имидж. 2019. № 4 (45). С. 644–654.
9. Проничева О. В. Развитие компонентов личностного потенциала у подростков с признаками одарённости // Вестник науки. 2024. № 12 (81). Т. 2. С. 903–910.
10. Рабочая концепция одарённости / под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. М.: МО РФ, 2003. 39 с.
11. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АН СССР. 1961. 536 с.
12. Трикозенко И. В. Перспективные подходы к развитию интеллектуального и творческого потенциала одарённых детей // Народное образование. 2014. № 6. С. 3–8.
13. Шумакова Н. Б. Климат в классе как условие развития одаренности школьников: к проблеме подготовки современного учителя // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 21. № 3. С. 122–128.
14. Шумакова Н. Б. Творческий потенциал его измерение в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 1. № 4. С. 8–16.
15. Bishop J. C., Rinn A. N. The potential of misdiagnosis of high IQ youth by practicing mental health professionals: A mixed methods study // High Ability Studies. 2020. Vol. 31. № 2. P. 213‒243.
16. Brewster B. J. M., Miller T. Missed opportunity in mathematics anxiety // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2020. Vol. 15. № 3. 12 p.
17. Dai D. Y. Assessing and accessing high human potential: a brief history of giftedness and what it means to school psychologists // Psychology in the Schools. 2020. Vol. 57. № 10. P. 1514‒1527.
18. Freeman J. Possible Effects of the Electronic Social Media on Gifted and Talented Children’s Intelligence and Relationships // Psychological Science and Education. 2015. Vol. 20. № 1. P. 102–109.
19. Gallagher J. J. Issues in the Education of Gifted Students // Handbook of Gifted Education. New York: Teachers College Press, 1997. Pp. 10–23.
20. Maker C. J. Identifying exceptional talent in science, technology, engineering, and mathematics: increasing diversity and assessing creative problem-solving // Journal of Advanced Academics. 2020. Vol. 31. № 3. P. 161‒210.
21. McCoach D. B., Siegle D., Rubenstein L. D. Pay attention to inattention: Exploring ADHD symptoms in a sample of underachieving gifted students // Gifted Child Quarterly. 2020. Vol. 64. № 2. P. 100‒116.
22. Pavlova T. S., Kholmogorova A. B. Psychological factors of social anxiety in Russian adolescents // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10. № 2. P. 179‒191.
23. Pfeiffer S. I. Gifted and talent development in Children and Youth // The Oxford Handbook of Expertise. Oxford: Oxford University Press, 2021. P. 103‒127.
24. Reis S. M., Peters P. M. Research on the schoolwide enrichment model: four decades of insights, innovation, and evolution // Gifted Education International. 2021. Vol. 37. № 2. P. 109–141.
25. Renzulli J. S. Reexamining the role of gifted education and talent development for the 21st Century: A four-part theoretical approach // Gifted Child Quarterly. 2012. № 56 (3). P. 150–159.