Сравнительное исследование интересов и смысложизненных ориентаций обучающихся рабочим профессиям
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-3-150-162
Аннотация
Цель. Выявить смысложизненные ориентации и интересы молодых людей, обучающихся рабочим профессиям.
Процедура и методы. Участники – обучающиеся средних профессиональных учебных заведений технического профиля (15–17 лет). Всего – 593 человека. В 2014–2015 учебном году – 292 человека: 142 живут и учатся в мегаполисе, 150 – в малом городе. В 2021–2022 учебном году – 301 человек: 163 живут и учатся в мегаполисе, 138 – в малом городе. Использовались «Опросник смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева и «Карта интересов» А. Е. Голомштока.
Результаты. Смысложизненные ориентации подростков, получающих рабочие профессии в средних профессиональных учебных заведениях РФ, соответствуют нижним границам нормативов, существующих для российской выборки. Наблюдается снижение показателей осмысленности жизни обучающихся в период с 2014 по 2022 гг., что проявляется, в частности, в снижении интереса ко многим предметным областям. Выявлены межгрупповые различия: учащиеся средних профессиональных учебных заведений малого города имеют более высокие показатели осмысленности жизни по сравнению с учащимися мегаполиса. Их интересы к школьным предметам в большей степени соответствуют выбору учебного заведения. Эта тенденция не зависит от года исследования.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в выявлении тенденций изменений смысловых ориентиров у подростков, получающих рабочую профессию. Эти тенденции связаны с типом пространственного (малый город – мегаполис) и временного (2014 – 2022 гг.) окружения.
Ключевые слова
Об авторах
Н. Л. ЛукинаРоссия
Лукина Наталья Леонидовна – старший преподаватель кафедры технологии строительного производства
190005, Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская, д. 4
Е. А. Соловьева
Россия
Соловьева Елена Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры истории и философии
190005, Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская, д. 4
Список литературы
1. Антонова Л. Н. Жизненные и профессиональные ценности личности школьников и студентов, будущих профессионалов в современном мире // Электронный журнал «Вестник МГОУ». 2014. №4. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 10.04.2024). DOI: https://doi.org/10.18384/2224-0209-2014-4-852.
2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
3. Егоренко Т. А. Профессиональное становление студентов колледжа на этапе их допрофессионального развития // Психолог. 2024. №1. С. 82–91. DOI: 10.25136/2409-8701.2024.1.69626.
4. Журавлев А. Л., Дробышева Т. В. Ценностные ориентации формирующейся личности в разные периоды развития российского общества // Психологический журнал. 2010. Т. 31. №5. С. 5–16.
5. Завалишина Д. Н. Динамика ценностно-смыслового отношения субъекта к профессиональной деятельности // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. 2001. №1. С. 193–203.
6. Капцов А. В. Модель ценностной системы психосоциального человека // Социальная и экономическая психология: в 2 ч. Ч. 1. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 52–57.
7. Климов Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды. Воронеж: МОДЭК, 2003. 454 с.
8. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 2006. 18 с.
9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2009. 511 с.
10. Лукина Н. Л. Смысложизненные ориентации студентов средних учебных заведений Санкт-Петербурга и Балахны // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XLVI международной научно-практической конференции. Ч. 2. 2016. №1 (46). С. 91–97.
11. Лукина Н. Л., Соловьева Е. А. Временная перспектива обучающихся средних профессиональных и высших образовательных учреждений // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. №3 (55). С. 170–177.
12. Никитский М. В. Социальный климат малых городов России (штрихи к социально-педагогическому аспекту российской глубинки) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета IV: Педагогика–Психология. 2010. №2 (17). С. 57– 67.
13. Овчинников О. Г. Перспективы развития малых городов России в условиях современной политики Правительства России // International agricultural journal. 2022. №2. С. 534–559. DOI: 10.55186/25876740_2022_6_2_5.
14. Осин Е. Н., Кошелева Н. В. Тест смысложизненных ориентаций: новые данные о структуре и валидности // Вопросы психологии. 2020. №6. С. 150–163.
15. Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Особенности предельных смыслов и смысложизненных ориентаций учащейся молодёжи в зависимости от пола // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10. №2 (38). С. 129–138. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-2-129-138.
16. Титма М. Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 1975. 199 с.
17. Федосенко Е. В. Социально-психологические особенности учащихся учреждений начального профессионального образования // Социальная и экономическая психология: в 2 ч. Ч. 1. 2018. №1. С. 237–245.
18. Шамионов Р. М. Ценностно-смысловые ориентации как основания социальной активности молодёжи // Социальная и экономическая психология: в 2 ч. Ч. 1. 2018. №1. С. 423–428.
19. Tarjumanyan S. The interrelationship of meaning-life orientations and self-esteem among people with parental deprivation // Scientific Artsakh. 2022. №3 (14). P. 184–190. DOI: 10.52063/25792652-2022.3.14-184.