Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Психологические ресурсы и смысложизненные ориентации в альтернативных моделях профессионализации педагогов

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-2-22-39

Аннотация

Цель – теоретическое обоснование и эмпирическая верификация взаимосвязи психологических ресурсов, смысложизненных ориентаций и уровней личностно-профессионального развития педагогов.

Процедура и методы. Исследование состояло из трёх этапов (n=314). На каждом этапе была специально разработана методическая программа. В ходе работы применены методы статистической обработки данных.

Результаты исследования. Выявлена специфика содержательного наполнения психологических ресурсов, рисков и барьеров личностно-профессионального развития педагогов. Показано, что основные факторы, детерминирующие личностно-профессиональное развитие педагога, – это комплекс психологических ресурсов и смысложизненных ориентаций.

Теоретическая и/или практическая значимость. Разработана технология ресурсной детерминации личностно-профессионального развития педагога, доказавшая свою эффективность в эксперименте, что позволяет рекомендовать её к внедрению в образовательный процесс школы, колледжа, вуза.

Об авторе

Л. М. Митина
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Россия

Митина Лариса Максимовна – доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник

125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4 



Список литературы

1. Амбалова С. А. Синдром психического выгорания как следствие профессионального кризиса у педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1 (30). С 321-324. DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0079

2. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. 272 с.

3. Водопьянова Н. Е., Никифоров Г. С., Шингаев С. М. Применение ресурсного подхода в практике психологического обеспечения профессионального здоровья // Субъект труда и организационная среда: проблемы взаимодействия в условиях глобализации: коллективная монография.Тверь: Тверской государственный университет, 2019. С.124-139.

4. Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты: коллективная монография / А. В. Махнач, Л. Г. Дикая, А. А. Нестерова, А. И. Лактионова, Е. А. Рыльская. М.: Институт психологии РАН, 2016. 755 с.

5. Кашапов М. М. Структурно-функциональные характеристики ресурсного мышления педагога // Мир психологии. 2023. № 2. С. 21-29. DOI: 10.51944/20738528_2023_2_21.

6. Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Психология креативности, одарённости и гениальности. Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. 237 с.

7. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Питер, 2019. 444 с.

8. Мерзлякова Д. Р. Особенности психологического здоровья педагогов с разным уровнем профессионального мастерства в условиях цифровой трансформации образовательного процесса // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14. № 2. С. 4863. DOI: 10.17759/psyedu.2022140204.

9. Митин Г. В., Митина Л. М., Востокова Ю. И. Профессиональные деформации педагогов и девиации учащихся в период глобального кризиса: психологическая диагностика, профилактика, коррекция // Психология и право. 2023. № 2. С. 183-205 DOI: 10.17759/psylaw.2023130214.

10. Митина Л. М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. СПб.: Нестор-История, 2018. 456 с.

11. Митина Л. М. Конвергенция научных традиций и инновационных технологий как путь к обновлению содержания педагогической деятельности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3. С. 143-161. DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-143-161.

12. Митина Л . М., Митин Г. В., Востокова Ю. И. Психологические закономерности и ресурсы личностно-профессионального развития полисубъектной общности «педагог - учащийся» при переходе с одной ступени образования на другую в условиях технологических трансформаций // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2023. № 1. С. 77-95 DOI: 10.18384/2310-7235-2023-1-77-95

13. Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы / Л. М. Митина, Н. А. Шайденко, З. В. Лукашеня, С. Н. Кипурова, Э. В. Онищенко. М.: Психологический институт Российской академии образования, 2022. 276 с.

14. Ресурсы жизнеспособности и стрессоустойчивости современного человека: Психологические, психофизиологические, нейробиологические, педагогические аспекты / Д. Н. Здобнова, Л. Ш. Карапетян, Е. И. Колтунов, С. Ю. Коробова, И. О. Воронова. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2021. 264 с.

15. Симатова О. Б. Общепрофессиональные деформации педагогов с различным типом личности по отношению к социальной конкуренции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. № 202. С. 117—128. DOI: 10.33910/1992-6464-2021-202-117-128.

16. Толочек В. А. Условия социальной среды, ресурсы и социальная успешность субъектов: открытые вопросы // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 4. С. 36-47. DOI: 10.31857/S020595920021478-1.

17. Хазова С. А. Ресурсный подход в психологии // Научные подходы в современной отечественной психологии / под. ред. А.Л. Журавлева и др. М.: Институт психологии РАН, 2023. С. 377-390.

18. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. М.: Ось-89, 1997. 208 с.

19. Mitina L. M., Mitin G.V., Shchelina S.O. Psychological analysis of prospective studies of continuous pedagogic education within the framework of the convergence principle: traditions and innovations // Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education. 2023. № 2 (62). P. 453-468. DOI: 10.32744/pse.2023.2.26.


Рецензия

Просмотров: 156


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)