Эмоционально-установочная модель вины и её структурно-содержательное наполнение и социальное проявление
https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-1-70-86
Аннотация
Цель. Разработка и обоснование эмоционально-установочной модели вины, её структурно-содержательного наполнения и социального проявления.
Процедура и методы. В методологическую основу исследования заложен категориально-системный подход, определяющий необходимость реализации качественного моделирования, а именно – использование морфологического метода моделирования. Данный научный метод позволил, опираясь на уже имеющиеся знания в исследуемой области, прийти к принципиально новому решению научной проблемы. Построение и структурно-содержательное наполнение эмоционально-установочной модели вины посредством морфологического метода моделирования стало возможным благодаря тому, что ранее нами в рамках категориально-системного подхода были реализованы формально-логический метод определения понятий, а также логико-методологическая процедура экстраполяции понятий из одной научной области в другую. Это позволило обеспечить транспарентность в процедуре определения понятий и ввести в предметное поле научно обоснованные определения понятий, выражающие эвристические результаты работы.
Результаты. Разработана новая модель понимания вины, которая позволяет преодолеть имеющиеся на сегодняшний день в психологической науке методологические и теоретические ограничения в её исследовании.
Теоретическая и/или практическая значимость. Эмоционально-установочная модель вины открывает возможность для дальнейшего её операционализирования и изучения её взаимосвязи с другими элементами диспозиционной системы личности. Кроме того, полученный научный результат позволяет психологам-практикам более осознанно и системно оказывать клиентам профессиональную помощь в преодолении у них чувства вины, грамотно подбирая практические методы и приёмы работы из имеющегося у них арсенала.
Об авторе
Ю. В. ГорбатовскаяРоссия
Горбатовская Юлия Викторовна – руководитель, педагог-психолог
194156, г. Санкт-Петербург, ул. Манчестерская, д. 2, каб. 9
Список литературы
1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологически проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2012. 480 с.
2. Башкатов С.А. Анализ отечественных диссертационных исследований, посвящённых психологическому феномену установки // Психология, психофизиология. 2021. Т.14. № 2. С.5–16. DOI: 10.14529/jpps210201.
3. Белик И.А. Чувство вины в связи с особенностями развития личности: дис.… канд. психол. наук. СПб., 2006. 209 с.
4. Боуш Г.Д. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях). М.: Инфра-М, 2022. 227 с.
5. Горбатовская Ю.В. Модель нравственного развития сознания личности // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т.23. № 2. С.192–197. DOI: 10.18384/2310-7235-2023-1-59-7.
6. Девяткин А.А. Явление социальной установки в психологии ХХ века: монография.Калининград: Калининградский университет, 1999. 309 с.
7. Ильин Е.П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. СПб.: Питер, 2017. 175 с.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2005. 346 с.
9. Леонтьев А.Н. Заметки к диссертации А.Г.Асмолова «О месте установки в структуре деятельности» // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2023. Т.46. № 2. С.208–214. DOI:10.11621/LPJ-23-24.
10. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: АСТ, 2023. 512 с.
11. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. 4-е изд. М.: Московский психолого-социальный университет, 2011. 356 с.
12. Порсугян Р.Л. Страх и совесть как проявление нравственной культуры личности // Культурная жизнь Юга России. 2010. № 2 (36). С.99–101.
13. Стеклянникова С.В. Совесть как социокультурный регулятив: автореф. дис.… канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2001. 23 с.
14. Тарамова М.С. О феномене совести как этической категории // Общество: философия, история, культура. 2019. № 5 (61). С.29–31.
15. Фрейд З. Психология бессознательного. СПб.: Питер, 2022. 415 с.
16. Фромм Э. Человек для себя: исследование психологических проблем этики. М.: АСТ, 2023. 220 с.
17. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.
18. Baumeister R.F., Stillwell A.M., Heatherton T.F. Personal narratives about guilt: Role in action control and interpersonal relationships // Basic & Applied Social Psychology. 1995. Iss.7. Vol.1–2. P.173–198.
19. MacKennan D. Violation of prohibitions. Explorations in personality. New York: Oxford University Press, 1938. 790 p.
20. Mowrer O.H. Learning theory and behavior. New York: John Wiley, 1960. 318 p.
21. O’Connor L.E., Berry J.W. Interpersonal Guilt: the Development of New Measure // Journal of Clinical Psychology. 1997. Vol.53 (1). P.73–89.
22. Tangney J.P., Dearing R.L. Shame and Guilt. New York: Guilford Press, 2003. 272 p.
23. Vangelisti A.L., Daly J.A., Rudnick J.R. Making people feel, guilty in conversations: Techniques and correlates // Human Communication Research. 1991. № 18. P.3–39.