Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Карьерные ориентации и способность к самоуправлению обучающихся, ориентированных на предпринимательскую деятельность

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2024-1-145-158

Аннотация

Цель. Изучить карьерные ориентации и компоненты способности к самоуправлению обучающихся гуманитарных направлений, ориентированных на предпринимательскую деятельность и на работу в организациях.

Процедура и методы. Использовались методики: «Опросник карьерных ориентации «Якоря карьеры» (Э. Шейн); «Способность самоуправления» (Н. М. Пейсахов); анкета для оценки выбора у студентов в будущем работать по найму или в предпринимательстве. В обработке результатов использованы критерии: Т-критерий Стьюдента (для определения достоверности различий); коэффициент ранговой корреляции Р. Спирмена (для выявления корреляционной связи). Для установления степени интегрированности качеств в структуре, выделения структурообразующих качеств, анализа «гомогенности – гетерогенности» структур были использованы методики структурного анализа – вычисление и анализ матриц интеркорреляций, «экспресс χ2».

Результаты. Результаты исследования демонстрируют различия в структуре и иерархии карьерных ориентаций и их связях со способностью к самоуправлению обучающихся гуманитарных направлений, предполагающих в дальнейшем различные сферы профессиональной самореализации.

Теоретическая и/или практическая значимость. Были выявлены детерминанты выбора профессионального развития и карьеры, которые различны для субъектов, планирующих дальнейшее профессиональное развитие в рамках конкретной организации или выбирающих для дальнейшей профессиональной самореализации собственный путь в предпринимательстве.

Об авторах

Н. Г. Терещенко
Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова
Россия

Терещенко Нина Геннадьевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и предпринимательства 

420111, г. Казань, ул. Московская, д. 42



Н. Г. Климанова
Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова
Россия

Климанова Наталья Георгиевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и предпринимательства  

420111, г. Казань, ул. Московская, д. 42



С. Ф. Шаймухаметова
Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова
Россия

Шаймухаметова Светлана Фанусовна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и предпринимательства 

420111, г. Казань, ул. Московская, д. 42



Список литературы

1. Букова Я.С., Чикер В.А. Карьерные ориентации студентов российских вузов // Мир педагогики и психологии. 2022. № 12 (77). С. 49-60.

2. Гладкова И.А., Исследование карьерных ориентаций студенческой молодежи // Управление городом: Теория и практика. 2022. №1 (43). С. 12-16.

3. Кожевина А.П. Динамика карьерных ориентаций студентов в процессе профессионального обучения // Психология в экономике и управлении. 2017. Т. 9, № 2. С. 63–73. DOI: 10.17150/2225-7845.2017.9(2).63-73

4. Лагутина М.С. Особенности карьерных ориентаций студентов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6, ч. 3. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35800 (дата обращения: 11.01.2021).

5. Леонтьев Д.А., Фам А.Х. Как мы выбираем: структуры переживания собственного выбора и их связь с характеристиками личности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. №1. С.39-53

6. Лесин А.М. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций студентов гуманитарных направлений подготовки // Вестник удмуртского университета . серия философия. Психология. Педагогика 2021. Т. 31, вып. 2. С. 170-178

7. Мужичкова Ю.Е., Каддо П.К. Взаимосвязь личной социальной ответственности и ценностных карьерных ориентаций будущих предпринимателей // Экономическая психология и поведенческая экономика в условиях глобальных социальных и экономических изменений // Материалы Всероссийской научной конференции. М.: Спутник+, 2014. С. 71-75.

8. Петрова Ю.В. Карьерные ориентации и определенность профессионального выбора у подростков с разным уровнем интернет-аддикции // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11. № 2-1. С. 72-81.

9. Полянская Е.Н. Карьерные ориентации современной российской молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2014. №2 С. 41-55.

10. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.: ПЕР СЕ, 2005. – 352 с.

11. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М. : Ин-т социологии РАН , 1993. 167 с.

12. Åsa Audulv Being creative and resourceful: Individuals’ abilities and possibilities for self-management of chronic illness // Akademisk avhandling för avläggande av filosofie doktorsexamen 13 maj, 2011. Department of Health Sciences, Mid Sweden University, Sundsvall, Sweden, 2011. 96p.

13. Batool S.S., Saba G. Process of career identity formation among adolescents: components and factors // Heliyon. 2020. Vol. 6 (9). e04905. DOI: 10.1016/j.heliyon.2020.e04905

14. Steverink N, Lindenberg S. Do good self-managers have less physical and social resource deficits and more well-being in later life? Eur J Ageing. 2008;5:181–90.

15. Bergner S., Auburger Ju., Paleczek D. The why and the how: A nexus on how opportunity, risk and personality affect entrepreneurial intention // Journal of Small Business Management. 2021. P. 1–34. DOI: 10.1080/00472778.2021.1934849.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 113


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)