Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Трудности профессионализации ИТ-специалистов в России

https://doi.org/10.18384/2949-5105-2023-3-109-122

Аннотация

Цель. Эмпирическое обоснование модели и апробация схемы изучения психологических трудностей профессионализации специалистов информационных технологий в разных условиях и ситуациях профессиональной деятельности: индивидуально, в команде, в качестве руководителя проекта.

Процедура и методы. Проанализировано 87 статей и 32 интернет-ресурса, характеризующих особенности труда ИТ-специалистов. Выявлены положительные и негативные стороны такого труда. Проведены опросы с использованием специально разработанной анкеты по выявлению трудностей профессионализации, тестирование по определению индивидуальных особенностей. Использованы тест Е. Хейма, мотивационный профиль Ш. Ричи и П. Мартин в адаптации А. В. Булгакова, ассоциативные методики изучения профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер, В. В. Хрусталева, диагностика организационной культуры К. Камерон, Р. Куинн. Выборка составила 148 человек, из них 12 – руководители ИТ-организаций, 48 – люди, работающие индивидуально, 88 человек – коллективно. Полученные данные подверглись математико-статистической обработке. Использован критерий Краскела-Уоллиса для независимых выборок на уровне p≤0,01.1

Результаты. Определены негативные стороны труда ИТ-специалистов: работа после работы, низкий старт в карьере, высокая конкуренция в будущем, высокие умственные нагрузки, сидячая работа, нагрузка на органы зрения. Выявлены основные группы психологических трудностей. На индивидуальном уровне: различаются: 1) мотивы профессиональной деятельности среди социальных контактов, завоевания признания со стороны других людей, влиятельности и власти, совершенствования; 2) в когнитивной сфере: наличие критического мышления; умение искать взаимосвязи между явлениями; усидчивость; внимательность; самоорганизованность; нестандартный подход к решению поставленных и неожиданно возникающих задач; понимание необходимости постоянно учиться; использование иностранного языка с коллегами в профессиональном взаимодействии, в работе документами; знание компьютера, современных ИТ-технологий и ИТ- программ; 3) в эмоциональной сфере различаются уровни эмоционального выгорания, самообладания. На уровне межличностного и внутригруппового взаимодействия трудности определяются: в навыках презентации сделанного; ответственности; умении работать в команде; проявлениях исполнительности. Выявлены трудности, детерминированные отличиями в структурах организационных культур компаний, связанных с вхождением ИТ-специалиста в её подразделения: порядок и творчество. Отличий в профессиональной идентичности не выявлено. Профессиональная идентичность всех сравниваемых категорий ИТ-специалистов имеет высокий и средний уровни. Определены отличия в использовании копинг-стратегий: разрешение проблем; социальная поддержка; избегание проблем. Выявлено различие в распределении адаптивных когнитивных стратегий, неадаптивных когнитивных стратегий, поведенческих копингов.

Теоретическая и/или практическая значимость. Разработана модель схемы изучения психологических трудностей профессионализации ИТ-специалистов в разных условиях и ситуациях профессиональной деятельности. Результаты могут быть положены в основу сопровождения профессионального становления ИТ-специалистов.

Об авторах

А. В. Булгаков
Государственный университет просвещения
Россия

Булгаков Александр Владимирович – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Е. А. Булгакова
Государственный университет просвещения
Россия

Булгакова Екатерина Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического консультирования

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Н. А. Кучева
Государственный университет просвещения
Россия

Кучева Наталья Александровна – соискатель кафедры психологии труда и организационной психологи

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Булгаков А. В. , Иванова М. С. , Павлютенкова о. А. Вовлечённость в профсоюзное движение: междисциплинарный подход: монография. М. : диона, 2018. 208 с.

2. Драчева Ю. В. Психологические трудности профессионального становления выпускников высших образовательных учреждений МВд России и пути их преодоления: автореф. … канд. психол. наук. М. , 2004. 24 с.

3. Зеер Э. Ф. , Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. № 6. С. 35–44.

4. Камерон К. , Куинн Р. диагностика и изменение организационной культуры / пер. с англ. И. В. Андреевой. СПб. : Питер, 2001. 320 с.

5. Крук В. М. Психологическое обеспечение личностной надёжности специалиста силовых структур: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М. , 2013. 45 с.

6. Лебедев И. М. Социально-психологические условия внедрения цифровизации в строительстве: автореф. дис. … канд. психол. наук. М. , 2019. 24 с.

7. Магера Т. Н. Потенциальные возможности эмоционального компонента межгрупповой адаптации руководителей различных подразделений в поликультурной строительной организации // Человеческий капитал. 2018. № 10 (118). С. 61–71.

8. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 313 с.

9. Солнцева Г. Н. Условия и ситуации профессиональной деятельности типы и перспективы изменений // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021. № 2. С. 74–80.

10. Федотов А. Ю. Психологическое обеспечение профессиональной надёжности специалиста силовых структур: дис. . . . д-ра психол. наук. М. , 2020. 548 с.

11. Шнейдер Л. Б. , Хрусталева В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник Российской международной академии туризма. 2014. № 13. С. 83–97.

12. Nilsson S. , Hertzberg F. On the Professionalism and Professionalisation of Career Guidance and Counselling in Sweden // Nordic Journal of Transitions, Careers and Guidance. 2022. № 3 (1). P. 3–15.

13. Tuckman B. W. , Jensen M. A. Stages of small-group development revisited // Group & Organization Studies. 1977. № 2 (4). P. 419–427.


Рецензия

Просмотров: 200


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)