Представления православных о помогающих фигурах
https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-4-132-145
Аннотация
Цель. В статье представлены результаты исследования, целью которого выступило изучение социальных представлений о помогающих фигурах с помощью метода семантического дифференциала у респондентов с различной выраженностью религиозной идентичности.
Процедура и методы. В качестве методов исследования использовались «Модель измерения ингрупповой идентификации» К. Лича и метод семантического дифференциала. Использовались также методы описательной статистики и методы аналитической статистики обработки данных (метод множественного сравнения – H-критерий Краскела-Уоллиса).
Результаты. Изучена оценка помогающих фигур, таких как «Священнослужитель», «Родитель», «Друг/подруга», «Любимый человек», «Я-сам», лицами с высокой, средней и низкой выраженностью религиозной идентичности. Результаты, полученные методом семантического дифференциала, позволили построить психосемантические пространства и соотнести семантическую близость данных фигур. Не обнаружены семантические пересечения предложенных конструктов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования дополняют теоретическую и практическую разработанность оказания психологической помощи православным.
Об авторах
М. Ю. ЧибисоваРоссия
Чибисова Марина Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии
119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1
А. К. Белая
Россия
Белая Анна Константиновна – аспирант кафедры социальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии
119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1
Список литературы
1. Алмазова О. В., Дзукаева В. П., Садовникова Т. Ю. Использование метода семантического дифференциала в исследовании представлений юношей и девушек о семье // Знание. Понимание. Умение. Проблемы педагогики и психологии. 2015. № 2. С. 277– 290.
2. Андреева О. С., Меркулова И. С. Ожидания от работы с психологом у клиенток разных этно-религиозных групп // Концепт. 2015. Т. 37. С. 86–90.
3. К вопросу об исследовании социальных представлений: взгляд со стороны / Бовина И. Б., Дворянчиков Н. В., Мельникова Д. В., Лаврешкин Н. В. // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13. № 3. С. 8–25.
4. Забелин С. В., Забелина Е. Н. Специфика работы психолога с клиентами иной этнической и религиозной идентичности: американский опыт // Ислам: личность и общество. 2020. Т. 13. № 1. С. 196–216.
5. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. 3-е изд. СПб.: Речь, 2008. 390 с.
6. Павлова О. С. Психологическое консультирование мусульман: анализ зарубежных источников // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 4. С. 46–55.
7. Петренко В. Ф. Психосоматика сознания. М.: Издательство Московского университета, 1988. 208 с.
8. Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ политического менталитета общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. Сер. 16. № 3. С. 27–40.
9. Сикевич З. В. Метод семантического дифференциала в социологическом исследовании (опыт применения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2016. Сер. 12. № 3. С. 118–128.
10. Тобалов Ю. П. Совладение с трудными жизненными ситуациями у верующих: на материале православных христиан и мусульман: дис. … канд. психол. наук. М., 2004. 192 с.
11. Черняева С. А. Психологическое консультирование религиозных клиентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 98. C. 237–242.
12. Шелестюк Е. В. Семантический дифференциал как способ выявления внушающего воздействия текстов // Языковое бытие человека и этноса. 2009. № 15. C. 329–333.
13. Шеховцова Л. Ф. Особенности православной психотерапии и консультирования // Консультативная психология и психотерапия. 2009. Т. 17. № 3. С. 97–118.
14. Шмелев И. М. Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций: дис. … канд. психол. наук. М., 2017. 228 с.
15. Яхин Ф. Ф. Теоретические основы оказания религиозно ориентированной психологической помощи: российский исламский дискурс // Minbar. Islamic Studies. 2018. Vol. 11. № 3. P. 667–678.
16. Leach C. W., van Zomeren M., Zebel S. Group-level self-definition and self-Investment: A hierarchical (multicomponent) model of in-group identification // Journal of Personality and Social Psychology. 2008. Vol. 95. № 1. P. 144–165.