Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Формирование профессионального мышления студентов колледжа

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-4-41-59

Аннотация

Цель. Описать методы исследовательского типа в преподавании экономических дисциплин, необходимые для повышения уровня профессионального мышления студентов через их применение.

Процедура и методы. Ключевым методом исследования стал эксперимент по формированию у студентов колледжа профессионального (экономического) мышления через применение методов исследовательского типа. В процессе формирующего эксперимента использовались следующие методы: семинары рефлексивного типа; проектная деятельность студентов (в том числе совместная); кейс-метод в решении нестандартных экономических задач. Результаты исследования проверены на констатирующем и контрольном этапах с помощью диагностических методик и подтверждены методом статистической обработки результатов φ* - критерием Фишера.

Результаты. Доказано, что формированию профессионального мышления в освоении дисциплин экономического цикла способствуют методы обучения исследовательского типа, а именно: семинары рефлексивного типа; проектная деятельность студентов (в том числе совместная); кейс-метод в решении нестандартных экономических задач.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в получении нового знания о возможностях формирования профессионального мышления в колледже.

Об авторах

А. С. Гильяно
Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева
Россия

Гильяно Альбина Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Института экономики и управления агропромышленным комплексом

127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 49



Е. М. Баранова
Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева
Россия

Баранова Екатерина Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Института экономики и управления агропромышленным комплексом

127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 49



Список литературы

1. Беляева Е. В. Культура профессионального мышления учителя // Омский научный вестник. 2006. № 5 (39). С. 285–288.

2. Брушлинский А. В. Мышление как процесс и проблема деятельности // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 28–40.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. СПб.: Питер, 2019. 432 с.

4. Гильяно А. С., Козлова К. В. Становление образа профессионального действия в современной образовательной ситуации: постановка проблемы // Профессиональное самоопределение молодёжи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Красноярск, 15–29 ноября 2021 г. Красноярск: Издательство Казанского государственного аграрного университета, 2022. С. 84–86.

5. Гильяно А. С., Умняшова И. Б. Интерактивные методы высшей школы: ресурсы и проблемы применения // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. № 4 (8). С. 62–67.

6. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. СПб.: Питер, 2009. 448 с.

7. Кашапов М. М. Ресурсные основы профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2021. № 14. С. 35–46.

8. Матюшкин А. М. Мышление как продуктивный процесс совместного решения проблемных ситуаций (из семейного архива) // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 2. С. 124–129.

9. Романцев Г. М., Ронжина Н. В. Профессиональное мышление как фактор развития профессионального образования на современном этапе // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 3–4. С. 46–47.

10. Ростовцева П. П., Гусева Н. В. Развитие мышления у студентов с использованием рефлексивных технологий в процессе обучения // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 314–316.

11. Румянцева Л. Н. Исследовательский метод обучения и здоровьесбережение младшего школьника // Берегиня. 777. Сова. 2010. № 5 (7). С. 168–174.

12. Стаценко Т. М. Профессиональное становление специалиста среднего звена на примере междисциплинарной интеграции // Профессиональная ориентация. 2017. № 2. С. 97–103.

13. Эльконин Б. Д. Продуктивное действие // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 1. С. 116–122.

14. Bannigan K., Moores A. A Model of Professional Thinking: Integrating Reflective Practice and Evidence Based Practice // Canadian Journal of Occupational Therapy. 2009. Vol. 76, Iss. 5. P. 342–350.

15. Giorgio F., Gaetano V., Cinzia G. Learning Psychology and Becoming Psychologists: Developing Professional Identity through Group Experiential Learning // Psychology Learning & Teaching. 2017. Vol. 16. Iss. 2. P. 232–247.


Рецензия

Просмотров: 162


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)