Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

СВЯЗЬ ЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И СТАТУСА ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2018-4-38-49

Аннотация

Цель статьи - изучение особенностей профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте. Были использованы модифицированная методика определения личной профессиональной перспективы Н.С. Пряжникова и методика определения статуса идентичности в профессиональной сфере Д. Марсиа. В исследовании приняли участие 144 респондента в возрасте от 15 до 17 лет. Выявлена неравномерность сформированности компонентов личной профессиональной перспективы (ЛПП) у юношей и девушек. Доказана связь высокого статуса идентичности в профессиональной сфере со сформированностью ЛПП. Подтверждена тенденция опережающего формирования ЛПП у девушек по сравнению с юношами. Теоретическое значение результатов связано с операционализацией понятия «профессиональное самоопределение» через взаимосвязь статуса идентичности и личной профессиональной перспективы. Статья адресована специалистам в области возрастной психологии, работающим с проблемами профессионального самоопределения.

Об авторах

Сергей Владимирович Молчанов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия


Кирилл Александрович Кирсанов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Арон И.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. 2013. № 3 (11). С. 20-27.

2. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19-26.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004. 304 с.

4. Кузнецова О.В. Психологические условия личностного и профессионального самоопределения подростков на этапе выбора профиля обучения: дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 180 с.

5. Марцинковская Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве [Электронный ресурс] // Психологические исследования: [сайт]. 2012. Т. 5. № 26. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.09.2017).

6. Орестова В.Р., Карабанова О.А. Методы исследования идентичности в концепции статусов идентичности Дж. Марсиа // Журнал практического психолога. 2005. № 1. С. 39-90.

7. Павлова С.М. Особенности профессионального самоопределения и адаптации студентов-первокурсников [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования: [сайт]. 2015. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20646 (дата обращения: 23.10.2018).

8. Пряжников Н.С. Профориентология: учебник и практикум. М., 2016. 405 с.

9. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М., 2013. 208 с.

10. Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального становления личности // Современная зарубежная психология. 2012. № 2. С. 111-122.

11. Рождественская Н.А., Можаровский И.Л., Макарян В.В. Связь личностной и профессиональной идентичности у старшеклассников // Национальный психологический журнал. 2018. № 1 (29). С. 38-40.

12. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. M., 2007. 128 с.

13. Шнейдер Л.Б. Профессиональное самоопределение подростков в «координатах» отношения к времени жизни и труду // На пороге взросления: сборник научных статей / под ред. Л.Ф. Обуховой, И.А. Корепановой. М., 2011. С. 22-36.

14. Armstrong P.I., Crombie G. Compromise in adolescents’ occupational aspirations and expectations from grades 8 to 10 // Journal of Vocational Behavior. 2000. № 56. P. 82-98.

15. Ginevra M.C., Nota L., Soresi S., Gati I. Career decision-making profiles of Italian adolescents // Journal of Career Assessment. 2012. № 20 (4). P. 375-389.

16. Hirschi A., Vondracek F.V. Adaptation of career goals to self and opportunities in early adolescence // Journal of Vocational Behavior. 2009. № 75. P. 120-128.

17. Marcia J.E. Development and validation of ego identity status // Journal of Personality and Social Psychology. 1966. № 3. P. 551-558.

18. Patton W., Creed P. The relationship between career variables and occupational aspirations and expectations for Australian high school adolescents // Journal of Career Development. 2007. № 34. P. 127-148.

19. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 1. P. 68-78.

20. Rojewski J.W., Kim H. Career choice patterns and behavior of work-bound youth during early adolescence // Journal of Career Development. 2003. № 30 (2). P. 89-108.

21. Schwartz S.H. Basic individual values: Sources and consequences // Handbook of value / eds. D. Sander, T. Brosch. Oxford: Oxford University Press, 2015. P. 3-33.


Рецензия

Просмотров: 122


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)