Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Исследование специфики взаимосвязи осознаннойсаморегуляции, академической мотивации и субъективного благополучия младших подростков

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2018-3-144-158

Аннотация

Представлены данные эмпирического исследования взаимосвязи осознанной саморегуляции учебной деятельности, личностных особенностей и академической мотивации с субъективным благополучием учащихся 5-х классов. Для диагностики осознанной саморегуляции были использованы методики В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности», субъективного благополучия «Многомерная детская шкала удовлетворённости жизнью», академическая мотивация оценивалась с помощью опросника «Шкалы академической мотивации школьников», методика «Большая пятерка - детский вариант» применялась для диагностики личностных характеристик. На основании данных корреляционного анализа проинтерпретированы значимые связи субъективного благополучия школьников с особенностями осознанной саморегуляции учебной деятельности, личностными факторами и академической мотивацией. Учащиеся с высоким субъективным благополучием характеризуются значимо высокими показателями саморегуляции, экстраверсии, дружелюбия, добросовестности, открытости опыту, внутренней мотивацией, чем учащиеся с низким уровнем.

Об авторах

Татьяна Геннадьевна Фомина
Психологический институт Российской академии образования
Россия


Елена Валерьевна Филиппова
Психологический институт Российской академии образования
Россия


Игорь Юрьевич Цыганов
Психологический институт Российской академии образования
Россия


Список литературы

1. Бочарова Е.Е. Структурная организация саморегуляции в зависимости от уровня субъективного благополучия личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11. № 1. С. 64-69.

2. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. Т. 1. С. 35-45.

3. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Гижицкий В.В., Гавриченкова Т.К. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 2. С. 65-74.

4. Малых C.Б., Тихомирова Т.Н., Васин Г.М. Адаптация русскоязычной версии опросника «Большая пятерка - детский вариант» // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 4. С. 6-12.

5. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М., 2015. 315 с.

6. Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 124-135.

7. Моросанова В.И., Цыганов И.Ю., Ванин А.В., Филиппова Е.В. Осознанная саморегуляция и отношение к учению: их взаимосвязь и вклад в успешность обучения // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 32-45.

8. Подольский А.И., Карабанова О.А., Идобаева О.А. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 2. С. 9-20.

9. Фролова Ю.Г., Синкевич К.Д., Федосенко А.В. Способность к саморегуляции и воспринимаемый контроль как условия психологического благополучия студентов // Философия и социальные науки. 2015. № 4. С. 48-53.

10. Cantor N. Life task problem solving: Situational affordances and personal needs // Personality and Social Psychology Bulletin. 1994. Vol. 20. № 3. P. 235-243.

11. Casas F., Figuer C., Gonzбlez M., Malo S., Alsinet C., Subarroca S. He well-being of 12-to 16-year-old adolescents and their parents: Results from 1999 to 2003 Spanish samples // Social Indicators Research. 2007. Vol. 83. № 1. P. 87-115.

12. Chirkov V.I., Ryan R.M. Parent and teacher autonomy-support in Russian and US adolescents: Common effects on well-being and academic motivation // Journal of cross-cultural psychology. 2001. Vol. 32. № 5. P. 618-635.

13. DeNeve K.M., Cooper H. The happy personality: A meta-analysis of 137 personality traits and subjective well-being // Psychological bulletin. 1998. Vol. 124. № 2. P. 197-229.

14. Deci E.L., Koestner R., Ryan R.M. Extrinsic rewards and intrinsic motivation in education: Reconsidered once again // Review of educational research. 2001. Vol. 71. № 1. P. 1-27.

15. Diener E., Sandvik E.D., Pavot W., Fujita F. Extraversion and subjective well-being in a US national probability sample // Journal of research in personality. 1992. Vol. 26. № 3. P. 205-215.

16. Emmons R.A. Personal goals, life meaning, and virtue: wellsprings of a positive life // Flourishing: positive psychology and the life well-lived / eds. C. Keyes, J. Haidt. Washington, DC: American Psychological Association, 2003. P. 105-128.

17. Eryilmaz A. A model for subjective well-being in adolescence: Need satisfaction and reasons for living // Social Indicators Research. 2012. Vol. 107. № 3. P. 561-574.

18. Gestsdottir S., Lerner R.M. Positive development in adolescence: The development and role of intentional self-regulation // Human Development. 2008. Vol. 51. № 3. P. 202-224.

19. Gilman R., Huebner S. A review of life satisfaction research with children and adolescents // School Psychology Quarterly. 2003. Vol. 18. № 2. P. 192-205.

20. Huebner E.S., Alderman G.L. Convergent and discriminant validation of a children’s life satisfaction scale: Its relationship to self-and teacher-reported psychological problems and school functioning // Social indicators research. 1993. Vol. 30. № 1. P. 71-82.

21. Klug H.J.P., Maier G.W. Linking goal progress and subjective well-being: A meta-analysis // Journal of Happiness Studies. 2015. Vol. 16. № 1. P. 37-65.

22. Larsen R.J., Ketelaar T. Personality and susceptibility to positive and negative emotional states // Journal of personality and social psychology. 1991. Vol. 61. № 1. P. 132-140.

23. Lyons M.D., Huebner E.S., Hills K.J. Relations among personality characteristics, environmental events, coping behavior and adolescents’ life satisfaction // Journal of Happiness Studies. 2016. Vol. 17. № 3. P. 1033-1050.

24. McCabe K., Bray M.A., Kehle T.J., Theodore L.A., Gelbar N.W. Promoting happiness and life satisfaction in school children // Canadian journal of school psychology. 2011. Vol. 26. № 3. P. 177-192.

25. McCrae R.R., Costa P.T. The NEO Personality Inventory: Using the Five Factor ModeI in Counseling // Journal of Counseling & Development. 1991. Vol. 69. № 4. P. 367-372.

26. Pavot W., Diener E.D., Fujita F. Extraversion and happiness // Personality and individual differences. 1990. Vol. 11. № 12. P. 1299-1306.

27. Proctor C., Linley P.A., Maltby J. Very happy youths: Benefits of very high life satisfaction among adolescents // Social indicators research. 2010. Vol. 98. № 3. P. 519-532.

28. Steel P., Schmidt J., Shultz J. Refining the relationship between personality and subjective well-being // Psychological bulletin. 2008. Vol. 134. № 1. P. 138-161.

29. Suldo S.M., Riley K.N., Shaffer E.J. Academic correlates of children and adolescents’ life satisfaction // School Psychology International. 2006. Vol. 27. № 5. P. 567-582.

30. Suldo S.M., Minch D.R., Hearon B.V. Adolescent life satisfaction and personality characteristics: Investigating relationships using a five factor model // Journal of Happiness Studies. 2015. Vol. 16. № 4. P. 965-983.

31. Tavakolizadeh J., Yadollahi H., Poorshafei H. The role of Self regulated learning strategies in psychological well being condition of students // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 69. P. 807-815.

32. Valois R.F., Paxton R.J., Zullig K.J., Huebner E.S. Life satisfaction and violent behaviors among middle school students // Journal of Child and Family Studies. 2006. Vol. 15. № 6. P. 695-707.

33. Zimmerman S.M., Phelps E., Lerner R.M. Intentional self-regulation in early adolescence: Assessing the structure of selection, optimization, and compensation processes // International Journal of Developmental Science. 2007. Vol. 1. № 3. P. 272-299.


Рецензия

Просмотров: 124


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)