Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ТРЕНИРОВОЧНАЯ КВАРТИРА КАК ФОРМИРУЮЩАЯ СРЕДАДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ С ОВЗ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2018-3-60-74

Аннотация

Целью статьи является характеристика влияния проживания воспитанников организации для детей-сирот города Москвы с выраженными интеллектуальными нарушениями в тренировочной квартире на развитие навыков жизнедеятельности и формирование социально-бытовых представлений. Авторами представлен сравнительный анализ данных диагностики сформированности социально-бытовых представлений до и после проживания воспитанников в тренировочной квартире, а также мониторинга их самостоятельности в повседневной жизнедеятельности в период проживания в квартире. Результаты проведённого анализа свидетельствуют о наличии влияния проживания в тренировочной квартире на развитие навыков жизнедеятельности и сформированность социально-бытовых представлений. Однако это влияние неоднородно по своей интенсивности в разных сферах и зависит от функциональных возможностей ребёнка. Полученные результаты будут полезны специалистам, работающим с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями.

Об авторах

Ирина Анатольевна Бобылева
Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО; Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!»
Россия


Ольга Владимировна Заводилкина
Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО; Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!»
Россия


Ольга Алексеевна Русаковская
Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Бобылева И.А. Исследование качества жизни воспитанников детского дома // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 3. С. 61-67.

2. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Апробация модели учебного сопровождаемого проживания воспитанников организаций для детей-сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью в рамках партнерского проекта [Электронный ресурс] // Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3. № 1. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/20350/view (дата обращения: 18.07.2018).

3. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С. 6-15.

4. Бобылева И.А., Русаковская О.А., Заводилкина О.В. «Шкала самостоятельной жизни» как метод оценки эффективности учебного сопровождаемого проживания детей-сирот, страдающих умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Поляковские чтения-2018. Методологические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии (к 90-летию Ю.Ф. Полякова): сборник материалов научно-практической конференции с международным участием, 15-16 марта 2018 г. / под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной, С.Н. Еникополова. М., 2018. С. 81-83.

5. Вместе к самостоятельной жизни: Опыт Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области. Псков, 2014. 114 с.

6. Грудинина О.А., Шульга Т.И. Взаимосвязь семейного благополучия и уровня жизненной удовлетворенности матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 2. С. 38-50.

7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995. 112 с.

8. Леонтьев Д.А. Личностное изменение человеческого развития // Вопросы психологии. 2013. № 3. C. 67-80.

9. Леонтьев Д.А. Развитие личности в норме и в затрудненных условиях // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 3. С. 97-106.

10. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М., 1990. 128 с.

11. Развивающий уход за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития: информационно-методический сборник для специалистов. М., 2017. 114 с.

12. Хьюэтт Д., Ферт Г., Бабер М., Харрисон Т. Интенсивное взаимодействие: руководство: сборник статей / пер. с англ. М. Волынской. СПб., 2018. 248 с.

13. Шульга Т.И. Особенности подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, к передаче в замещающие семьи // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 1. С. 72-88.

14. Шульга Т.И. Проблемы адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в опекунских семьях // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. С. 75-82.

15. Persel C. The Independent Living Scale. The Center for Outcome Measurement in Brain Injury. [Электронный ресурс]. [2012]. URL: http://www.tbims.org/combi/ils (accessed: 04.02.2018).


Рецензия

Просмотров: 89


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)