Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СО СПОСОБНОСТЬЮ К САМОКОНТРОЛЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-3-76-85

Аннотация

Цель исследования заключалась в изучении взаимосвязи школьной успеваемости со способностью к самоконтролю у младших школьников. Процедура и методы. Первым этапом стало определение среднего балла успеваемости школьников. Вторым этапом - изучение самоконтроля младших школьников с помощью методики «Продолжи узор» Т. А. Буяновой в модификации Г. Ф. Кумариной. Далее нами была осуществлена статистическая обработка - был проведён корреляционный анализ связи уровня самоконтроля школьников с их школьной успеваемостью. Результаты. Значимая положительная связь была найдена между уровнем самоконтроля младших школьников и школьной успеваемостью. Чем выше уровень выраженности самоконтроля, тем выше успеваемость учащегося. Теоретическая и/или практическая значимость. На основании полученных данных могут быть разработаны рекомендации по повышению самоконтроля младших школьников, а значит, и уровня их успеваемости.

Об авторах

Д. Ю. Булаев
Московский педагогический государственный университет
Россия


Т. Н. Сахарова
Московский педагогический государственный университет
Россия


Список литературы

1. Бормотова М. М. Управление качеством педагогического образования средствами самоконтроля // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 2. С. 88-94.

2. Буланова О. Е., Воронкова И. В., Костерина Л. А. Связь внимания и самоконтроля третьеклассников с использованием ими информационных технологий [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 8 (6). URL: https://mir-nauki.com (дата обращения: 22.06.2021).

3. Габеева Л. Н., Содномова Н. Б. Модель развития самоконтроля у младших школьников // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 3. С. 68-71.

4. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Издательство Московского университета, 1974. 150 c.

5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2008. 478 c.

6. Дементий Л. И. Возрастные особенности самоконтроля, импульсивности и агрессивности школьников // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2017. № 2. С. 4-9.

7. Жданова Н. М., Мальцева Е. С. Самоконтроль в структуре учебной деятельности младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (35). С. 26-29.

8. Зак А. З., Сорокова М. Г. Диагностика сформированности метапредметных компетенций у пятиклассников / Психологическая наука и образование. 2019. Т. 11. № 2. С. 11-21. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110202

9. Зак А. З., Сорокова М. Г. Оценка сформированности познавательных и регулятивных метапредметных компетенций выпускников начальной школы (при решении сюжетно-логических задач) // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 9. № 1. С. 1-14. DOI: 10.17759/psyedu.2017090101.

10. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. 315 c.

11. Duckworth A. L., Seligman M. E. The science and practice of self-control // Perspectives on Psychological Science. 2017. No. 12 (5). P. 715-718.

12. Feldman S. C., Martinez-Pons M., Shaham D. The relationship of self-efficacy, self-regulation, and collaborative verbal behavior with grades: Preliminary findings // Psychological Reports. 1995. Vol. 77. P. 971-978.

13. Flynn T. M. Development of self-concept, delay of gratification and self-control and disadvantaged preschool children’s achievement gain // Early Child Development & Care. 1985. Vol. 22. P. 65-72.

14. Does self-control training improve self-control? A meta-analysis / M. Friese, J. Frankenbach, V. Job, D. D. Loschelder // Perspectives on Psychological Science. 2017. No. 12 (6). P. 1077-1099.

15. Mischel H. N., Mischel W. The Development of Children’s Knowledge of Self-Control Strategies // Child Development. 1983. Vol. 54. No. 3. P. 603-619.

16. Partido B. B., Stafford R. Association between emotional intelligence and academic performance among dental hygiene students // Journal of dental education. 2018. No. 82 (9). P. 974-979.

17. Self-control and academic achievement / A. L. Duckworth, J. L. Taxer, L. Eskreis-Winkler, B. M. Galla, J. J. Gross // Annual Review of Psychology. 2019. № 70. P. 373-399.

18. The heritability of self-control: A meta-analysis / Y. E. Willems, N. Boesen, J. Li, C. Finkenauer, M. Bartels // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2014. No. 100. P. 324-334.


Рецензия

Просмотров: 108


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)