Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ФАКТОРЫ КОЛЛЕКТИВНОГО СИМВОЛИЧЕСКОГО КОУПИНГА БЕЗРАБОТНЫХ В УСЛОВИЯХ ВТОРИЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2018-2-60-73

Аннотация

В статье изложены результаты эмпирического исследования коллективного символического коупинга, выполняющего функцию адаптации безработных к изменившимся социально-экономическим условиям их жизнедеятельности. Потеря работы и, как следствие, изменение экономического статуса заставляют безработных освоить данную ситуацию на ментальном уровне и выработать конкретные шаги по адаптации к ней. Целью исследования стало выявление факторов конструирования социальных представлений, выполняющих роль коллективного символического коупинга. В исследовании рассмотрены факторы «с постоянным эффектом»: время пребывания в статусе безработного, уровень дохода семьи и субъективный экономический статус. Выборка безработных включала 393 чел., все - жители Нижегородской области. Показано, что чем меньше время пребывания респондентов в статусе безработного, тем чаще они предпочитают активные способы совладания с трудной жизненной ситуацией и реже склоняются к уходу от решения проблем. Снижение субъективного экономического статуса безработных обусловливает принятие ими ситуации потери работы как неизбежной, актуализирует их эмоциональные переживания ненужности, невостребованности, сопутствует переживанию депрессивного состояния.

Об авторах

Татьяна Валерьевна Дробышева
Институт психологии Российской академии наук
Россия


Элеонора Викторовна Тихонова
Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
Россия


Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004. 365 с.

2. Богомолова Н.Н., Донцов А.И., Фоломеева Т.В. Психология больших социальных групп: новые судьбы, новые подходы // Социальная психология в современном мире. М., 2002. С. 132-147.

3. Демин А.Н. Личность в кризисе занятости: стратегии и механизмы преодоления кризиса: дис. … докт. психол. наук. Краснодар, 2005. 407 с.

4. Дробышева Т.В. Вторичная экономическая социализация личности и группы: понятие и основные направления исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6. № 4. С. 312-317.

5. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Система факторов экономического сознания в условиях вторичной экономической социализации // Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы. М., 2018. С. 116-132.

6. Емельянова Т.П. Социальные представления и символический коупинг в условиях культурной травмы // Макропсихология современного российского общества / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М., 2009. С. 85-136.

7. Емельянова Т.П. Социальные представления: история, теория и эмпирические исследования. М., 2016. 476 с.

8. Емельянова Т.П. Феномен коллективных чувств в психологии больших социальных групп // Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. 2016. Т. 1. № 1. С. 3-22.

9. Емельянова Т.П., Журавлев А.Л. Психология больших социальных групп как коллективных субъектов // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 3. С. 5-15.

10. Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни, психологические типы // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 5. С. 72-80.

11. Колобкова А.И. Особенности самооценки в связи с критическим событием - потерей и отсутствием работы (на материале работающих и безработных граждан Германии): дис. … докт. психол. наук. Пермь, 1999. 198 с.

12. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: монография. Кострома, 2004. 344 с.

13. Нестерова А.А. Социально-психологическая концепция жизнеспособности молодежи в ситуации потери работы: дис. … докт. психол. наук. М., 2011. 525 с.

14. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М., 2008. 474 с.

15. Хащенко В.А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 5. С. 32-49.

16. Шорохова Е.В. Теоретические проблемы исследования больших социальных групп // Социальная психология. М., 2002. С. 252-267.

17. Farr R. Waxing and waning of interest in societal psychology: a historical perspective // Societal psychology. London: SAGE, 1990. P. 46-65.

18. Kirchler E. Job loss and mood. Original Research Article // Journal of Economic Psychology. 1985. Vol. 6. № 1. P. 9-25.

19. Wagner W. Social representations and beyond: Brute facts, symbolic coping and domesticated worlds // Culture and psychology. 1998. Vol. 3 (4). P. 297-329.

20. Warr P. Work and unemployment // Handbook of Work and Organizational Psychology / eds. P.J.D. Drenth, H. Thierry, P.J. Willems, C.J. de Wolff. Chichester: Wiley, 1984. Р. 413-443.


Рецензия

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)