Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА И УРОВЕНЬ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2018-2-37-50

Аннотация

В статье раскрываются основные проблемы, связанные с оказанием социальной поддержки родителям детей с ограниченными возможностями здоровья. Была изучена взаимосвязь уровня воспринимаемой социальной поддержки и уровня психоэмоционального напряжения родителей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. По итогам исследования был сделан вывод о наличии статистически значимой взаимосвязи этих показателей. Доказано влияние субъективно воспринимаемой поддержки на психологическое благополучие родителей, воспитывающих такого ребёнка. Намечены перспективы дальнейшего исследования.

Об авторе

Светлана Александровна Анохина
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Анохина С.А. Теоретические и эмпирические аспекты изучения социальной поддержки // Прорывные научные исследования как двигатель науки: сборник статей Международной научно-практической конференции, Самара, 15 декабря 2015 г.: в 3 ч. Ч.3. Уфа, 2015. С. 244-249.

2. Брайт Дж., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб., 2003. 352 с.

3. Корытова Г.С. Модификация психодиагностической методики «MSPSS» для изучения ресурсов совладания // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 3.С. 77-80.

4. Нестерова А.А. Жизнеспособность родителей, воспитывающих ребенка с аутизмом // Семья, брак и родительство в современной России. Вып. 2 / под ред. А.В. Махнача, К.Б. Зуева. М., 2015. С. 265-277.

5. Нестерова А.А. Мотивация к работе в структуре жизнеспособности личности безработной молодежи // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 3. С. 64-75.

6. Нестерова А.А., Ковалевская Н.А. Жизнеспособность и стратегии совладания матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. №3. С. 38-46.

7. Колотилова И.В., Ефремова Г.И., Федякина Л.В., Нестерова А.А. Пособие по способам реализации потенциала особого ребенка и интеграции его в обществе. М., 2010.124 с.

8. Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: монография / Г.И. Ефремова и др. М., 2010.248 с.

9. Силантьева Т.А. Социальная поддержка родителей детей с ОВЗ [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии, 2011. URL: http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44068.shtml (дата обращения: 19.03.2018).

10. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Семейные источники негативной когнитивной схемы при эмоциональных расстройствах (на примере тревожных, депрессивных и соматоформных расстройств) // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 49-60.

11. Холмогорова А.Б., Московская М.С., Шерягина Е.В. Алекситимия и способность к оказанию разных видов социальной поддержки // Консультативная психология и психотерапия.2014.№ 4. С. 115-129.

12. Шульга Т.И. Состояние семей как ресурс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы психологического знания. 2017. № 4 (45). С.45-53.

13. Broun G.W., Harris T. The Social Origins of Depression. New York, 1978. 399 p.

14. Cassel J. The contribution of the social environment to host resistance // American Journal of Epidemiology. 1976. Vol. 104. P. 115-127.

15. Ceballo R., McLoyd V.C. Social support and parenting in poor, dangerous neighborhoods //Child Development. 2002.Vol. 73 (4). P. 1310-1321.

16. Cobb S. Social support as moderator of life stress //Psychosomatic Medicine. 1976. Vol. 38. P. 300-314.

17. Cohen S., Gottlieb B.H., Underwood L.G. Social relationships and health // In Social support measurement and intervention: A guide for health and social scientists/ ed. S. Cohen, B.H. Gottlieb, L.G. Underwood. New York, 2000. P. 3-25.

18. Dohrenwend B.S., Dohrenwend B.P. Overview and prospects for research on stressful life events // Stressful life events: Their nature and effects /ed. B.S. Dohrenwend, B.R. Dohrenwend. New York, 1974. P. 3-25.

19. Dunst C.J., Trivette C.M., Cross A.H. Mediating influences of social support: Personal, family, & child outcomes //American Journal of MentalDeficiency. 1986. Vol. 90. P. 403-417.

20. Horton T.V., Wallander J.L. Hope and social support as resilience factors against psychological distress of mothers who care for children with chronic physical conditions //Rehabilitation Psychology. 2001. Vol. 46 (4). P. 382-399.

21. House J.S. Work stress and social support. Reading, Massachusetts: Addison-Wesley, 1981.156 p.

22. Margalit M., Kleitman T. Mother’s stress, resilience, and early intervention // European Journal of Special Needs Education. 2006. Vol. 21 (3). P. 269-283.

23. Rauktis M.E., Koeske G.F., Tereshko O. Negative social interactions, distress, and depression among those caring for a seriously and persistently mentally ill relative//American Journal of Community Psychology. 1995. Vol. 23 (2). P. 279-299.

24. Seligman M., Darling R.B. Ordinary families: Special children. NewYork, 1997. 324 p.

25. Smith T.B., Oliver M.N.I., Innocenti M.S. Parenting stress in families of children with disabilities //American Journal of Orthopsychiatry. 2001. Vol. 71 (2). P. 257-261.

26. Weiss M.J. Hardiness and social support as predictors of stress in mothers of typical children, children with autism, and children with mental retardation//Autism. 2002. Vol. 6 (1). P. 115-130.


Рецензия

Просмотров: 83


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)