Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ИЗУЧЕНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТОВ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2017-4-80-93

Аннотация

В статье представлены результаты исследования развития позитивной идентичности подростков, старшеклассников и первокурсников колледжа, различающиеся по степени её выраженности в разных возрастах. Выявлено, что наиболее ярко во всех возрастах представлена позитивная социальная идентичность. Для школьников подростково-юношеского периода среди компонентов межличностной идентичности наиболее характерна позитивная поведенческая идентичность. Установлено, что гендерная позитивная идентичность в данный возрастной период слабо представлена. Среди первокурсников колледжа, несмотря на одинаковый возраст с 10-тиклассниками, позитивные личностная и профессиональная идентичности менее представлены. Итоги исследования позитивной идентичности показали, что она имеет важное значение для жизни и деятельности в социуме у подростков и юношей 13-17 лет. Полученные результаты имеют практическое значение для создания условий социализации подростков, старших школьников и студентов колледжа.

Об авторах

Татьяна Ивановна Шульга
Московский государственный областной университет
Россия


Марина Юрьевна Григорьева
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Азбель А.А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: дис. … канд. психол. наук. М., 2004. 25 с.

2. Алексеева Л.Н., Григорьева М.Ю., Олексенко А.И., Яковлева М.Ю. Технологии социализации подростков в образовательном пространстве. Методическое пособие. М., 2016. 36 с.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. М., Воронеж, 1995. 352 с.

4. Григорьева М.Ю. Позитивная идентичность - вектор развития подростка // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом: сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2017. № 4. С. 90-95.

5. Григорьева М.Ю. Позитивная идентичность старших подростков как критерий эффективности процесса социализации // Международный научно-исследовательский журнал. Ч. 1. № 05 (59). С. 105-112.

6. Григорьева М.Ю. Социально-психологическое изучение позитивной идентичности современных подростков // Современная прикладная психология: теория и практика: сборник научных статей Международной научно-практической конференции «XII Левитовские чтения», Москва, 19-20 апреля 2017 г.: в 2 т. / отв. ред. Н.Т. Колесник. Т. 2. М., 2017. С. 7-14.

7. Григорьева М.Ю. Становление позитивной идентичности подростка в процессе позитивной социализации - ответ на «вызовы» транзитивности // Перспективы и технологии развития педагогики и психологии: сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2017. С. 26-29.

8. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб., 2010. 688 с.

9. Кравченко С.А. Социологический постмодернизм: теоретические источники, концепции, словарь терминов: монография. М., 2010. 397 с.

10. Сидоренков А.В. Методики социально-психологического изучения малых групп в организации: монография / под ред. А.В. Сидоренкова. Ростов-н/Д, 2012. 244 с.

11. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989. 208 с.

12. Хрусталева В.В. Структурно-содержательные характеристики и проявления социальной идентичности старших подростков в условиях профильного обучения: дис. … канд. психол. наук. М., 2016. 161 с.

13. Хузеева Г.Р. Социальная идентичность подростков и юношей в условиях транзитивности // Психологические исследования: 2016. Т. 9. № 46.

14. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007. 128 с.

15. Шнейдер Л.Б., Хрусталева В.В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник Российской международной академии туризма. 2014. № 3. С. 83-96.

16. Юнусова Р.А. Полоролевая идентификация подростков группы риска: дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 234 с.

17. Berzonsky M.D. Identity processing style, self-construction, and personal epistemic assumptions: a social-cognitive perspective // European Journal of Developmental Psychology. 2004. № 1. P. 303-315.

18. Borba M., Borba C., Reasoner R. A research summary: effectiveness of implementing the esteem builders program school-wide on elementary students’ behavior and academic self-concept [электронный ресурс]. URL.: 1999, http://www.micheleborba.com/Pages/PilotStudy.htm. (дата обращения: 18.10.2017)

19. Erikson E. Identity, Youth, and Crisis. 1st ed. New York: Norton, 1968.

20. Harter S. The Construction of the Self: A Developmental Perspective. New York, 1999. 413 p.

21. Higgins E.T. Self-Discrepancy: a theory relating self and affect // Psychological Review. 1987. № 94 (3). P. 319-340.

22. Klimstra T.A., Hale W.W., Raaijmakers Q.A.W, Branje S.J.T, Meeus W.H.J. Identity formation in adolescence: change or stability? // Journal of Youth and Adolescence. 2010. № 39 (2). P. 150-162.

23. Marcia J.E. Theory and measure: the identity status interview. In: Watzlawik M, Born A, editors. Capturing Identity: Quantitative and Qualitative Methods. Lanham: University Press of America, 2007. P. 1-14.

24. Misra G. Construction of self: a cross-cultural perspective. In: Rao K, editor. Mindscapes. Bangalore: NIMHANS, 2007. P. 32-44.

25. Oyserman D, Bybee D, Terry K, Hart-Johnson T. Possible selves as roadmaps. Journal of Research in Personality. 2004. № 38 (2). P. 130-149.

26. Sandra K.M. Tsang, Eadaoin K.P. Hui, Bella C.M. Law. Positive Identity as a Positive Youth Development Construct: A Conceptual Review// Scientific World Journal. 2012. 8 p.

27. Sun R.C.F, Shek D.T.L. Life satisfaction, positive youth development, and problem behaviour among Chinese adolescents in Hong Kong // Social Indicators Research. 2010. № 95 (3). P. 455-474.


Рецензия

Просмотров: 82


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)