Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2017-4-20-29

Аннотация

В статье представлено социально-психологическое исследование профессиональной деятельности и личностных свойств телеведущего, методологической основой которого являются принципы комплексного, междисциплинарного подхода. В рамках данного подхода ставятся задачи социологического и социально-психологического исследования популярности-известности телеведущих и изучения взаимосвязи их личностных и профессиональных свойств. Основными методами исследования были социологический опрос (2110 человек), социально-психологический метод «фокус-группы» (67 человек), метод «экспертная оценка», контент-анализ и психодиагностический метод изучения личности - личностная многофакторная методика Р. Кеттелла (16 PF, форма «С»). В выводах отмечается существование взаимосвязи профессиональных и индивидуально-личностных качеств телеведущего, показано, что зритель воспринимает телеведущего целостно и обобщённо. Основными профессионально-личностными характеристиками являются выраженные социальная и межличностная общительность телеведущего, что способствует коммуникативному типу общения с телевизионной аудитории.

Об авторах

Александра Николаевна Капустина
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия


Ольга Яковлевна Ермолаева
Академия медиаиндустрии
Россия


Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб., 2001. 288 с.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 200 с.

3. Единый словарь терминов, определений, показателей и параметров радиоаудитории [Электронный ресурс]. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/docs/reglaments/termins.html (дата обращения: 23.08.2017).

4. Журавлёв А.Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. C. 83-86.

5. Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М., 2005. 448 с.

6. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. М., 2014. 112 c.

7. Кольцова В.А., Журавлёв А.Л. Введение: уникальность научного подхода Б.Г. Ананьева // Методология комплексного человекознания и современная психология. М., 2008. C. 9-13.

8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 444 с.

9. Матвеева Л.В., Петракова Е.Е. Значимый другой в телевизионном общении // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 9. С. 39-56.

10. Матвеева Л.В. и др. Особенности восприятия эмоциональных состояний в информационной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2016. С. 23-39.

11. На пути к общемировому стандарту измерения телевизионной аудитории (русская версия «Towards global guidelines for television audience measurement (GGTAM), European Broadcasting Union, 1999»). М., 2005. 192 с.

12. Органов Г.С. TV по-американски. М., 1985. 243 с.

13. Панфёров В.Н. Психология человеческих отношений. СПб., 2009. 497 с.

14. Почебут Л.Г. Социальная психология. СПб., 2017. 400 с.

15. Связь с аудиторией в телекоммуникации. Ч. 2 / Л.В. Матвеева и др. М., 1991.

16. Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook of the sixteen personality factor questionnaire (16PF). Compaign Illinois, 1970.


Рецензия

Просмотров: 84


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)