Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ С НАЁМНЫМ РАБОТНИКОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ИХ НЯНЬ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2017-3-38-48

Аннотация

В статье изложены результаты эмпирического исследования, целью которого стало выявление связи социально-психологических свойств личностей детей и их нянь. Эта связь раскрывает психологическую природу феномена «нянечные дети», который представлен в статье как эффект социализации ребёнка в семье с наёмным работником. Одним из аспектов феномена является низкий уровень социально-психологической зрелости детей. Он проявляется в специфике взаимодействия «нянечных детей» со сверстниками и значимыми Другими. Выраженность социально-психологических свойств детей из семей с наёмным работником обусловлена комбинированной причиной. В качестве основной причины рассматривается психологическая готовность мам этих детей к переносу своих функций на наёмного работника. Однако предпочитаемые няней стратегии профессионального взаимодействия с ребёнком могут корректировать действие основной причины. Эффектом этого воздействия является выраженность социально-психологических свойств нянечных детей: направленности на себя, пассивности, равнодушия и использования стратегий, направленных на разрушение взаимодействия со сверстниками.

Об авторах

Татьяна Валерьевна Дробышева
Институт психологии Российской академии наук
Россия


Мария Александровна Романовская
Институт психологии Российской академии наук
Россия


Список литературы

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М., 1999. 224 с.

2. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Вып. IX. Л., 1971. С. 144-150.

3. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для студентов вузов. М., 2000. 373 с.

4. Василенко М.А. Привязанность ребёнка к матери как фактор ранней социализации: автореф. дис. … канд. психол. наук. Курск, 2011. 23 с.

5. Дробышева Т.В. Взаимодействие исследовательской и практической психологии в изучении конкретного социально-психологического феномена // Взаимоотношения исследовательской и практической психологии. М., 2015. С. 538-555.

6. Дробышева Т.В., Романовская М.А. Особенности социально-психологических свойств личности в зависимости от условий ранней социализации в семье // Новое в социально-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. Научно-практический журнал. 2016. № 3 (43). С. 83-97.

7. Дробышева Т.В., Романовская М.А. Типы профессионального взаимодействия современных российских нянь: социально-психологический анализ // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 3. С. 81-97.

8. Журавлев А.Л. Социально-психологическая зрелость»: попытка обосновать понятие // Феномен и категория зрелости в психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергеенко. М., 2007. С. 198-222.

9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / отв. ред. Ю.М. Забродин, Е.В. Шорохова. М., 1984. 443 с.

10. Романовская М.А. Социально-психологические типы мам детей, воспитывающихся в семье с наёмным работником (няней) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 1. С. 44-53.

11. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. 328 с.

12. Сергиенко Е.А. Развитие модели психического в дошкольном возрасте // Мир психологии. М., 2015. С. 53-64.

13. Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии / отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1975. С. 63-71.


Рецензия

Просмотров: 60


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)