Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ МАМ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ С НАЕМНЫМ РАБОТНИКОМ (НЯНЕЙ)

https://doi.org/ 10.18384/2310-7235-2016-1-44-53

Аннотация

В статье представлены результаты социально-психологического исследования мам детей, воспитывающихся с раннего возраста в семье с наемным работником (няней). Проверяется гипотеза о существовании типов мам, различающихся по представлениям о своем ребенке и о себе как о матери (выполнение материнских функций по уходу за ребенком), стилю воспитания ребенка, уровню мотивации достижения и предпочитаемым ценностным ориентациям, а также мотивам приглашения няни в семью. В результате эмпирического исследования выявлено 4 типа мам. Обнаруженные различия раскрывают особенности психологической готовности исследованных матерей к приему няни в семью и степень передачи ей своих функций по уходу за ребенком и его воспитанию.

Об авторе

Мария Александровна Романовская
Институт психологии Российской академии наук
Россия


Список литературы

1. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб., 2004. 244 с.

2. Дробышева Т.В. Взаимодействие исследовательской и практической психологии в изучении конкретного социально-психологического феномена // Взаимоотношения исследовательской и практической психологии. М., 2015. С. 538-555.

3. Дробышева Т.В. Образ отца с разными условиями ранней социализации в семье // Семья, брак и родительство в современной России. М., 2015. С. 58-67.

4. Дробышева Т.В., Бутякова И.В. Образ матери в представлениях детей с частичной материнской депривацией // Личность в современном обществе: психологические проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов. Воронеж, 2013. С. 420-423.

5. Дробышева Т.В., Романовская М.А. Взаимодействие со сверстниками «нянечных детей» как показатель социально-психологической незрелости формирующейся личности // Психология образования: Детство как стратегический ресурс развития общества. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. М., 2011. С. 90-93.

6. Дробышева Т.В., Романовская М.А. Системная детерминация эффектов ранней социализации: образ няни в представлениях мамы воспитанника // Развитие психологии в системе человеко знания. Т. 2. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М., 2012. С. 354-357.

7. Дробышева Т.В., Романовская М.А. Типы профессионального взаимодействия современных российских нянь: социально-психологический анализ // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 3. С. 81-97. doi:10.17759/sps.2015060306.

8. Журавлев А.Л. Социально-психологическая зрелость»: попытка обосновать понятие // Феномен и категория зрелости в психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергеенко. М., 2007. С. 198-222.

9. Романовская М.А. Психологический портрет «нянечного ребенка»: положительные и отрицательные эффекты присутствия няни в раннем возрасте // Психология - наука будущего. Материалы V международной конференции молодых ученых / отв. ред. А.Л. Журавлев и др. М., 2013. С. 534-536.

10. Романовская М.А. Факторы ранней социализации личности в семье: социально-психологические характеристики мам «нянечных детей» // Семья, брак и родительство в современной России. М., 2015. С. 68-74.

11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2010. 672 с.


Рецензия

Просмотров: 106


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)