Preview

Bulletin of the State University of Education. Series: Psychology

Advanced search

DIAGNOSTIC CASE ANALYSIS, AS AN ILLUSTRATION OF INCOMPLETENESS OF PSYCHOMETRIC APPROACH TO PSYCHODIAGNOSTICS

Abstract

This review, grounded on the diagnostic case analysis, illustrates important characteristics of psychodiagnostic work in the frame of two scientific approaches - causal and psychometric. The purpose of this illustration is the comparative assessment of these psychodiagnostic approaches, and ensuing the demonstration of incompleteness of psychometric approach in psychodiagnostic practice. The author gives four factors reflecting such incompleteness in the situation of psychodiagnostic activity performed on request (in the frame of school psychological service) which is connected with the assistance to the client in overcoming anxiety towards teachers.

About the Author

V. . Chmel
Sholokhov Moscow State University for the Humanities
Russian Federation


References

1. Ануфриев А.Ф. Научные основы психодиагностики: два подхода // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2010. № 3. С. 4-13.

2. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика: основы решения диагностических задач. М., 2012. 144 с.

3. Ануфриев А.Ф. Схема описания случаев из практики в психолого-педагогической диагностике // Психология и психотехника. 2014. № 3. С. 141-174.

4. Ануфриев А.Ф., Бусарова О.Р. Случаи из школьной консультативной практики. М., 2005. 80 с.

5. Ануфриев А.Ф., Чмель В.И. Каузальная психодиагностика как вид социальногуманитарного познания // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2014. № 4. С. 69-73.

6. Ахола Т., Фурман Б. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение. СПб., 2001. 160 с.

7. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб., 2006. 440 с.

8. Большая энциклопедия психологических тестов / Под ред. А.А. Карелина. М., 2007. 416 с.

9. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина / Пер. с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка; предисл. В.Г. Остроглазова. М., 1999. 376 с.

10. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика : Учебник для вузов. 2-е изд. СПб., 2011. 384 с.

11. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г.В. Бурменской, Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой и др. М., 2002. 416 с.

12. Волочков А.А. Интегративный подход в диагностике универсальных учебных действий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. № 19 (278). С. 58-67.

13. Глуханюк Н.С., Щипанова Д.Е. Психодиагностика : Учебник. - 2-е изд. Серия: Высшее профессиональное образование. Бакалавриат. М., 2013. 240 с.

14. Дронова Т.П. Описание случаев по результатам диагностического обследования из школьной консультативной практики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010. № 1. С. 129-133.

15. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психодиагностика / Под ред. Ю.М. Забродина. Серия: Новейший справочник психолога. М., 2010. 448 с.

16. Знаменитые случаи из практики психоанализа : Сборник / Под ред. А.А. Юдиной. М., 1995. 288 с.

17. Клиническая психология : учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 2004. 960 с. W ISSN 2072-8514 і Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки f 2015 / № 2

18. Костромина С.Н. Особенности становления специалиста как субъекта психодиагностической деятельности [Электронный ресурс] // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2010. № 4 (12). URL: http:// psystudy.ru/index.php/num/2010n4-12/351-kostromina12#e3 (дата обращения: 26.08.2014)

19. Костромина С.Н. Структурно-функциональная организация психодиагностической деятельности специалистов образования : Автореф. дисс.. докт. психол. наук. СПб., 2008. 52 с.

20. Лаак Я.Т. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М., 1996. 384 с.

21. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений : В 3-х ч. Ч. 3: Психодиагностика. М., 2001 640 с.

22. Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. М., 2003. 251 с.

23. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. 4-е изд., перераб. и доп. СПб., 2004. 592 с.

24. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. СПб., 2005. 304 с.

25. Психолого-педагогическая диагностика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2003. 320 с.

26. Рихмаер Е.А. Построение программы коррекции школьной дезадаптации (на примере случая из практики) // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С. 62-70.

27. Рождественская Н.Н. Каузальный подход при решении диагностических задач // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 2. С. 23-27.

28. Романова Е.С. Психодиагностика : Учеб. пособие. 2-е изд. СПб., 2008. 400 с.

29. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики : Учебник для вузов : В 3 ч. Ч. 2. М., 2003. 256 с.

30. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности : Учебно-методич. пособие. 2-е изд., испр. СПб., 2007. 320 с.

31. Ferguson J. Psychological Assessment. New York, 2002. 22 p.

32. Groth-marnat G. Handbook of psychological assessment. 4-th ed. Canada, 2003. 862 p.


Review

Views: 104


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)