Аннотация
Вопрос профилактики и решения проблем социального сиротства остро стоит в стране, так как в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается значительное число детей. Основной контингент организаций составляют подростки и старшие школьники, дети из многодетных семей, физически непривлекательные дети, дети иного этнического статуса, который не является основным в месте проживания ребенка. Такое положение затрудняет передачу детей-сирот в замещающие семьи, и они продолжают жить в интернатных учреждениях. Результаты мониторингов, проведенных разными ведомствами, показывают, что выпускники после выхода из учреждений социальной и психолого-педагогической помощи часто попадают в трудные жизненные ситуации. Анализ практики работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что система воспитания детей в этих учреждениях слабо готовит их к самостоятельной жизни, и воспитанники, после выхода из данных учреждений, испытывают глобальные трудности в адаптации к окружающему миру. Важно подчеркнуть, что, выходя из организации для детей-сирот, воспитанники в большинстве своем встречаются со многими трудностями самостоятельного проживания. Они оказываются недостаточно способными к самостоятельной ответственной жизни. Такой тип личности в большинстве своем формирует сама система ценностей всей жизни в организациях для детей-сирот. Краткая характеристика социального портрета выпускника организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет сделать вывод о том, что именно категория детей, попадающих в эти организации, должна осваивать большой объем содержания социализации за короткий промежуток времени. Освоенный объем социальных навыков позволит им быть готовыми к самостоятельной жизни: не рассчитывая на поддержку со стороны взрослых, необходимо самому научиться строить свою жизнь, использовать свои внутренние резервы, реализовывать жизненные планы. Результаты исследований показывают, что переход воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь, во всех странах мира представляется очень сложным и трудным как для них, так и для окружающих их людей. Эти трудности обусловлены целым рядом факторов. Это, прежде всего, неготовность к самостоятельной жизни, неумение управлять своей свободной самостоятельной жизнью, отсутствие людей, под контролем которых они находились долгие годы, невозможность быстро адаптироваться к одиночеству, сложности устройства на работу, учебу, потеря взаимоотношений с родственниками и родными. Перечисление этих факторов можно было бы продолжить, но остается нерешенной главная проблема, как помочь выпускникам адаптироваться к самостоятельной жизни и социализироваться в новом обществе.