Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ПОНЯТИЕ «ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ» ЛИЧНОСТИИ ЕГО ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-1-74-83

Аннотация

Цель. Определение понятия «экономико-психологическая зрелость» личности и его операционализация. Процедура и методы. Посредством сопоставления понятий «зрелость», «социально-психологическая зрелость», «экономическая зрелость» уточняется содержание понятия «экономико-психологическая зрелость». Выделены признаки и критерии данного вида зрелости. Описаны структура, её компоненты, эмпирические показатели. Результаты. Предложено определение экономико-психологической зрелости как способности и готовности личности к финансовому и материальному самообеспечению и обеспечению близких. Это комплексное, интегративное образование, включающее феномены зрелости в системе отношений с другими людьми, в области самообеспечения и обеспечения своей семьи, а также личностной зрелости.1 Теоретическая и/или практическая значимость. Введение понятия «экономико-психологическая зрелость» открывает новое направление исследований проблем экономической социализации личности.

Об авторе

Т. В. Дробышева
Институт психологии Российской академии наук
Россия


Список литературы

1. Амиров А. Ф., Шайдуллина Р. М. Экономическая и трудовая социализация студентов в образовательном процессе технического вуза. Уфа, 2014. 220 с.

2. Дерманова И. Б., Манукян В. Р. Личностная зрелость: к определению психологического содержания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. Вып. 4. С. 68-73.

3. Доценко Е. Л. Социально-психологическая зрелость - формирование понятия // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 3. С. 4-12. DOI: 10.24147/2410-6364. 2020.3.4-12

4. Дробышева Т. В. Представления о бедности и богатстве на разных стадиях первичной экономической социализации: содержание и факторы развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 3. С. 49-61 DOI: 10.18384/2310-7235-2016-3-49-61

5. Дробышева Т. В., Журавлев А. Л. Вторичная экономическая социализация: постановка проблемы и перспективы исследования // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 4. С. 61-71. DOI: 10.31857/S020595920000071-4

6. Журавлев А. Л. «Социально-психологическая зрелость»: попытка обосновать понятие // Феномен и категория зрелости в психологии. М., 2007. С. 198-222.

7. Коваль О. Искусство жить экономически: проблемы экономического взросления // Экономические стратегии. 2019. № 5. URL: http://www.inesnet.ru/article/iskusstvo-zhit-ekonomicheski-problemy-ekonomicheskogo-vzrosleniya/ (дата обращения: 10. 01. 2021).

8. Леонов Н. И., Главатских М. М. Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14. № 1. С. 55-60.

9. Сергиенко Е. А. Зрелость: молярный или модулярный подход? // Феномен и категория зрелости в психологии. М., 2007. С. 13-28.

10. Сергиенко Е. А., Уланова А. Ю., Лебедева Е. И. Модель психического: структура и динамика. М., 2020.

11. Сухобская Г. С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. 2002. № 4. С. 17-20.

12. Хащенко В. А. Психология экономического благополучия. М., 2012. 426 с.

13. Черепанов М. С. Социально-экономическая компетентность школьника: вопросы содержания и структуры // Пермский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 5-11.

14. Шапиро М. Г. Схема процесса экономической социализации // Социальные исследования. 2018. № 2. С. 27-35.

15. Шамионов Р. М. Социализация личности: системно-диахронический подход // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 27. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.01.2021).

16. Financial Education and the Debt Behavior of the Young / M. Brown, J. Grigsby, W. van der Klaauw, J. Wen, B. Zafar // The Review of Financial Studies. 2016. Vol. 29. № 9. P. 2490-2522. doi: 10.1093/rfs/hhw006.

17. Davies E., Lea S. E. G. Students were found to be a relatively low-income, high-debt group with relatively // Journal of Economic Psychology. 1995. Vol. 16. P. 663-679.

18. Camisуn-Haba S., Almendros J. A. C., Guerra M. I. B. Financial Literacy and Level of Financial Competence in Pre-University Students: a Comparison by Academic, Personal and Family Profile // European Journal of Economics and Business Studies. 2018. Vol. 4. № 2. P. 171-186. DOI: 10.2478/ejes-2018-0050

19. Chaloupek G. The concept of maturity and the transformation of economic systems // Review of Political Economy. 1994. Vol. 6. № 4. P. 430-440. doi: 10.1080/09538259400000021

20. Gathergood J. Self-control, financial literacy and consumer over-indebtedness // Journal of Economic Psychology. 2012. Vol. 33. P. 590-602.

21. Kimiyaghalam F., Safari M. Review papers on definition of financial literacy and its measurement // SEGi Review. 2015. Vol. 8. P. 81-94.

22. Lusardi A., Michaud P.-C., Mitchell O. S. Optimal Financial Knowledge and Wealth Inequality // Global Financial Literacy Excellence. National Bureau of Economic Research. 2014. Working Paper N 2014-3. URL: https://ssrn.com/abstract=2585222 (дата обращения: 11.01.2021).

23. Seeber S. Economic competencies and situation-specific commercial competencies: Reflections on conceptualization and measurement // Citizenship, Social and Economics Education. 2016. V. 15 No 3. P. 162-182. URL: https://doi.org/10.1177/2047173417695275 (дата обращения: 11.01.2021).

24. Webley P., Burgoyne C. B., Lea St. E. G., Young B. M. The Economic Psychology of Everyday Life / Ed. W. P. Robinson. Hove, East Sussex: Psychology Press Ltd, 2001. 214 p.


Рецензия

Просмотров: 172


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)