Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Взаимодействие учащихся с референтным окружением как фактор их личностного развития

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей взаимодействия современных школьников и учащихся колледжа с ближайшим референтным окружением как фактора их личностного развития. Рассматриваются подходы к проблеме референтности личности и группы как важного фактора межличностного взаимодействия. Представлены результаты эмпирических исследований, раскрывающих некоторые закономерности общения и взаимодействия школьников и первокурсников колледжа со значимыми сверстниками и взрослыми. Показано, что совокупность референтных отношений учащихся с их ближайшим окружением представляет собой целостную систему, основой которой является взаимодействие с родителями, учителями, сверстниками. При этом родительская семья в большинстве случаев воспринимается учащимися как главная референтная группа, а межличностные отношения за ее пределами имеют меньшее значение.

Об авторах

Ольга Борисовна Крушельницкая
Московский государственный областной университет
Россия


Владимир Алексеевич Орлов
Московский городской психолого-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - СПб., 2008. - 496 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб., 2009. - 400 с.

3. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. - М., 1988. - 78 с.

4. Кондратьев М.Ю. Социальный психолог в общеобразовательном учреждении. - М., 2007. - 224 с.

5. Кондратьев М.Ю., Крушельницкая О.Б. Слагаемые директорского авторитета // Директор школы. - 2000. - № 3. - С. 19-24.

6. Крушельницкая О.Б. Подросток в системе референтных отношений. - М., 2008. - 204 с.

7. Крушельницкая О.Б., Лобанов М.В. К вопросу о взаимосвязи личностного самоопределения и системы референтных отношений школьников // Социальная психология малых групп: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А.В. Петровского. 25-26 октября 2011 г. - М., 2011. - С. 381-384.

8. Орлов В.А. Характер взаимосвязи уровня гармоничности отношений в семье и статуса подростка в учебной группе // Социальная психология малых групп: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А.В. Петровского. 25-26 октября 2011 г. - М., 2011. - С. 126-129.

9. Орлов В.А., Лучко М.В. Влияния типа внутрисемейных отношений на статус подростка в учебной группе // Личность и группа в образовательном пространстве. Сборник научных трудов. Вып. 4 / под ред. О.Б. Крушельницкой. - М., 2011 - С. 85-91.

10. Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 7-18.

11. Социальная психология : словарь / ред. М.Ю. Кондратьев. - М.; СПб., 2005. - 175 с. (Психологический лексикон : энцикл. слов. в 6 т. / под общ. ред. А.В. Петровского).

12. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии. - М., 2010. - 928 с.

13. Mead G.H. Mind, Self, and Society. Chicago: 1934. University of Chicago Press, 1934. - XXXVIII. - 400 p.


Рецензия

Просмотров: 137


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)