Эмоциональная среда семьи как фактор реабилитации личности ребенка в замещающей семье
Аннотация
В статье раскрываются особенности эмоциональной среды замещающей семьи с приемными детьми старшего школьного возраста по сравнению с родной (кровной) семьей. Выделены критерии эмоциональной среды семьи, ее показатели и проявления в замещающей семье с приемным ребенком и в родной семье. Подробно описаны особенности эмоционального состояния старших школьников в двух видах семей, их эмоциональное отношение к членам замещающей и родной семьи, эмоции, исходящие от членов семьи и особенности семейных систем. Описаны результаты отношения приемных детей к замещающей семье и ее членам. На основе проведенного исследования показано, что младшие школьники более позитивно относятся к матери, чем к отцу. Именно позитивный образ замещающей мамы является для приемных детей основой их положительного эмоционального состояния в семье. Особое место в создании эмоциональной среды семьи занимает организация родителями совместного проведения досуговой деятельности.
Ключевые слова
обогащенная и обедненная среда семьи,
эмоциональная среда семьи,
замещающая семья,
приемные дети,
реабилитация,
деинституционализация,
привязанности,
социализация,
десоциализация,
адаптация,
досуговая среда
Об авторах
Т. И. Шульга
Московский государственный областной университет
Россия
М. А. Антипина
Московский государственный областной университет
Россия
Список литературы
1. Арсланова С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности младшего школьника: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 2008. - 21 с.
2. Большакова Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье.: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Ярославль, 2004. - 26 с.
3. Иванова М.В. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот в условиях приемной семьи: Автореф. дис. канд. психол. наук. - СПб., 2007. - 19 с.
4. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот. Профессиональная замещающая семья. - М., 2006. - 368 с.
5. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис. докт. психол. наук. - М., 2004. - 350 с.
6. Шульга Т.И. Смысложизненные ориентации выпускников интернатных учреждений // Вестник МГОУ. Серия Психологические науки. - М., 2010. - № 1. - С. 5-11.
7. Шульга Т.И., Антипова М.А. Эмоциональная среда семьи как фактор развития личности ребенка в замещающей семье // Вестник МГОУ. Серия Психологические науки. - М., 2012. - № 3 - С. 32-40.
Просмотров:
58