Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЁЛЕННОСТИ, ИНТЕЛЛЕКТ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ: КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИЙСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-1-20-31

Аннотация

Цель. Кросс-культурное сравнение связей интеллекта с другими компонентами интеллектуально-личностного потенциала (чертами Большой пятёрки и отношением к неопределённости) у российских и американских студентов. Процедура и методы. Применялись интеллектуальный тест ICAR - International Cognitive Ability Resource, Краткий опросник Большой пятёрки - Ten Item Personality Inventory (TIPI), или КОБП, и опросник С. Баднера. Сопоставлялись интеркорреляции между измеренными переменными двух студенческих выборок - из России (n = 364) и США (n = 209). Результаты. Толерантность к неопределённости как у российских, так и у американских студентов положительно связана с открытостью опыту; у американских студентов она повышается с более высоким флюидным интеллектом. Интолерантность к неопределённости в российской выборке отрицательно связана с открытостью опыту и положительно - с добросовестностью, а в американской - значимо отрицательно с согласием. У россиян согласие повышается со снижением вербального интеллекта. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в раскрытие кросс-культурных сходств и различий между американскими и российскими студентами по связям интеллекта с личностными чертами и отношением учащихся к неопределённости.1

Об авторах

М. С. Зиренко
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия


Т. В. Корнилова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Корнилов С. А. Кросс-культурная инвариантность аналитических, творческих и практических способностей российских, английских и американских учащихся: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2012. 34 с.

2. Корнилов С. А., Григоренко Е. Л. Методический комплекс для оценки академических, творческих и практических способностей студентов // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 2. С. 90-103.

3. Корнилов С. А., Григоренко Е. Л., Смирнов С. Д. Лонгитюдное исследование академических, творческих и практических способностей как предпосылок успешности обучения // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 138-149.

4. Корнилова Т. В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. СПб., 2016. 334 с.

5. Корнилова Т. В. Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылки креативности // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 3-12.

6. Корнилова Т. В., Новикова М. А. Самооценка в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 2. С. 25-35.

7. Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Апробация краткого опросника Большой пятерки (TIPI, КОБТ) // Психологические исследования: [сайт]. 2016. Т. 9. № 46. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.08.2020).

8. Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 1. С. 92-110.

9. Леонтьев А. Н. К вопросу о сознательности учения // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. С. 11-14.

10. Малахова С. И. Связь психометрического интеллекта с личностной саморегуляцией студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 32 с.

11. Психометрические свойства модифицированной батареи Интернационального Ресурса Когнитивных Способностей (ICAR) / Т. В. Корнилова, С. А. Корнилов, М. С. Зиренко, М. А. Чумакова // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 35. № 3. С. 32-45.

12. Смирнов С. Д. Показатели интеллектуального потенциала студентов как предикторы успешности обучения в вузе // Известия международной академии наук высшей школы. 2012. Т. 59. № 1. С. 206-226.

13. Ушаков Д. В. Психология интеллекта и одарённости. М., 2011. 464 с.

14. Ackerman P. L., Heggestad E. D. Intelligence, personality, and interests: evidence for overlapping traits // Psychological bulletin. 1997. Vol. 121. № 2. P. 219-245.

15. Chamorro Premuzic T., Furnham A. A possible model for understanding the personality intelligence interface // British Journal of Psychology. 2004. Vol. 95. № 2. Р. 249-264.

16. Chamorro-Premuzic T., Furnham A. Intellectual competence and the intelligent personality: A third way in differential psychology // Review of General Psychology. 2006. V. 10. № 3. Р. 251-267.

17. Condon D. M., Wilt J., Cohen C. A., Revelle W., Hegarty M., Uttal D. H. Sense of direction: General factor saturation and associations with the Big-Five traits // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 86. P. 38-43.

18. Dobson P. An investigation into the relationship between neuroticism, extraversion and cognitive test performance in selection // International Journal of Selection and Assessment. 2000. Vol. 8. № 3. P. 99-109.

19. Furnham A., Monsen J. Personality traits and intelligence predict academic school grades // Learning and Individual Differences. 2009. V. 19. № 1. P. 28-33.

20. Furnham A., Moutafi J., Chamorro Premuzic T. Personality and intelligence: Gender, the Big Five, self estimated and psychometric intelligence // International Journal of Selection and Assessment. 2005. Vol. 13. № 1. P. 11-24.

21. Johnson W., Bouchard Jr. T. J. Sex differences in mental abilities: g masks the dimensions on which they lie // Intelligence. 2007. Vol. 35. № 1. P. 23-39.

22. Kornilova T. V., Kornilov S. A., Chumakova M. A. Subjective evaluations of intelligence and academic self-concept predict academic achievement: Evidence from a selective student population // Learning and Individual Differences. 2009. Vol. 19. № 4. P. 596-608.

23. Moutafi J., Furnham A., Tsaousis I. Is the relationship between intelligence and trait Neuroticism mediated by test anxiety? // Personality and Individual Differences. 2006. Vol. 40. № 3. P. 587-597.

24. Mullis I. V. S., Martin M. O., Gonzalez E. J., Kennedy A. M. PIRLS 2001 international report: IEA’s study of reading literacy achievement in primary school in 35 countries: [Электронный ресурс]. [2003]. URL: https://timss.bc.edu/pirls2001i/pdf/p1_IR_book.pdf (дата обращения: 26.07.2020).

25. Noftle E. E., Robins R. W. Personality predictors of academic outcomes: big five correlates of GPA and SAT scores // Journal of Personality and Social Psychology. 2007. Vol. 93. № 1. P. 116-130.

26. O’Connor M. C., Paunonen S. V. Big Five personality predictors of post-secondary academic performance // Personality and Individual differences. 2007. Vol. 43. № 5. Р. 971-990.

27. Silvia P. J., Sanders C. E. Why are smart people curious? Fluid intelligence, openness to experience, and interest // Learning and Individual Differences. 2010. Vol. 20. № 3. P. 242-245.

28. Vedel A. The Big Five and tertiary academic performance: A systematic review and meta-analysis // Personality and Individual Differences. 2014. Vol. 71. P. 66-76.

29. Wallentin M. Putative sex differences in verbal abilities and language cortex: A critical review // Brain and Language. 2009. Vol. 108. № 3. P. 175-183.

30. World Values Survey [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSOnline.jsp (дата обращения: 26.07.2020).


Рецензия

Просмотров: 124


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)