Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Аннотация

Данная статья посвящена описанию
современных тенденций адаптации детей к обучению
в школе в условиях модернизации российского образо-
вания и изменения внешних и внутренних закономерно-
стей психического развития детей. В работе приводятся
фундаментальные и прикладные подходы к изучению
процесса адаптации, рассматриваются мотивационный
и социальный компоненты адаптации к школе, а также
эмоциональное отношение к ней как индикатор успеш-
ности адаптации. В статье описываются гендерные
особенности процесса адаптации к школе. Полученные
результаты позволяют говорить о некоторой рассогла-
сованности компонентов адаптации. Основным мотивом
первоклассников является социальный; дети способны к
успешной кооперации и сотрудничеству, но большинство
испытывает тревогу в ситуации общения с учителем. Мо-
тивационный компонент адаптации более благополучен у
девочек, а социальный - у мальчиков

Об авторе

А. К. Нисская
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Битянова М.Р. Социальная психология. - СПб., 2008. - 368 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб., 2008. - 398 с.

3. Булгаков А.В. Дизайн группы как возможное ин- тегральное понятие в изучении и управлении межгрупповой адаптацией // Вестник МГОУ. Се- рия «Психологические науки», 2011. - № 1. - С. 45-53.

4. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое об- следование младших школьников. - М., 2005. - 159 с.

5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб., 2004. - 208 с.

6. Карабанова О.А. Социальная ситуация разви- тия ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: дис. …д-ра психол. наук. - М., 2002. - 379 с.

7. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 2004. - 336 с.

8. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс! Програм- ма адаптации детей к средней школе. - М., 2003. - 122 с.

9. Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации: дис. …канд. психол. наук.

10. - М., 1994. - 199 с.

11. Мухина В.С. Возрастная психология: феномено- логия развития, детство, отрочество. - М., 2009. - 640 с.

12. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подрост- ков: психологическая природа и возрастная ди- намика. - М.; Воронеж, 2000. -304 с.

13. Психология развития: учебник / Т.Д. Марцин- ковская, Т.М. Маркотина, Т.Г. Стефаненко и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2005. - 528 с.

14. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 2004. - 368 с.

15. Цылев В.Р. О связи диагностики психологиче- ской готовности детей к школе и содержания коррекционных занятий // Психологическая на- ука и образование, 2000. - № 1. - С. 71-77.

16. Шульга Т.И., Шляпников В.Н. Особенности во- левой регуляции в процессе овладения профес- сиональной деятельностью // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки», 2009. - № 2. - С. 85-91.

17. Шульга Т.И. Специфика оказания помощи се- мьям группы риска // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки», 2010. - № 4. - С. 40-44.

18. Шульга Т.И. Эмоционально-волевой компо- нент психологической готовности к обучению школьников // Вестник МГОУ. Серия «Психоло- гические науки», 2012. - № 1. - С. 60-66.


Рецензия

Просмотров: 75


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)