В поисках новой парадигмы организационной психологии
Аннотация
ны кризиса современной организационной психологии,
которые обусловлены ограниченностью конфронтаци-
онной парадигмы, в рамках которой эта отрасль знания
формировалась и развивалась до сих пор. Предложен
новый подход, рассматривающий организацию как непре-
рывное, динамическое противоречие. Примером такого
подхода служит представленное исследование корпора-
тивной культуры, в которой выделены три компонента и
два базовых уровня. В качестве компонентов выступают
внешние проявления культуры, декларируемые ценно-
сти и интериоризированные ценностные ориентации. В
качестве базовых уровней выступают субкультура ме-
неджмента и субкультура сотрудников. Согласно пред-
ложенному подходу, культура любой организации имеет
противоречивый характер. При этом базовыми высту-
пают межуровневые противоречия. Каждый из уровней
может иметь свою собственную специфику во всех трех
компонентах. Общая тенденция развития корпоративной
культуры направлена на сближение и даже объединение
уровней во всех компонентах.
Список литературы
1. Беннис У., Нанус Б. Лидеры. - СПб., 1995. - 324 с.
2. Занковский А.Н. Анализ базовых «координат» организационных культур: когнитивные репре- зентации организационных понятий в сознании российских и японских менеджеров // Психоло- гический журнал, 1996. - № 3. - с. 46-57.
3. Занковский А.Н. Организационная психоло- гия. -М., 2009. - 648 с.
4. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную семантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. - М., 1983. - 176 с.
5. Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб., 2001. - 284 с.
6. Шайн Э. Организационная культура и лидер- ство. - М., 2000. - 194 с.
7. Файоль А. Общее и промышленное управление.- М., 1924. - 84 с.
8. Франсела Ф., Баннистер Б. Новый метод исследо- вания личности. - М., 1987. - 186 с.
9. Blake R.R. & Mouton J.S. The Managerial Grid.- Houston: Gulf., 1964. - 324 p.
10. Cameron K.S., & Quinn R.E. Diagnosing and changing organizational culture. - Reading: Addison-Wesley, 1999. - 218 p.
11. Harris P.P. & Moran R.T. Managing Cultural Differences. - Gulf Publishing Company, 1991. - 246 p.
12. Мисуми Дзюдзи. Ридасиппу кодо-но кагаку / Поведенческая наука лидерства (на японском языке). - Токио: Юхикаку, 1984. - 312 p.
13. Roethlisberger F.J., & Dickson W.J. Management and the Worker. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1939. - 464 p.