Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВС ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-3-108-118

Аннотация

Цель. Определить личностные факторы виктимного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью. Процедура и методы. Авторами проведён анализ научных работ и эмпирического материала по изучению виктимного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью и их личностных особенностей. В статье представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке подростков с умственной отсталостью, обучающихся по программе учреждений VIII вида в ГОУ ТО «Тульский областной центр образования» (1, 2 отделение) г. Тулы. В исследовании приняли участие респонденты в возрасте 14-15 лет (N = 45). В качестве основного метода использовался констатирующий эксперимент. В ходе исследования контрольная группа не формировалась. Результаты. В результате корреляционно-регрессионного анализа выявлены прямая сильная теснота связи между эмоциональным и поведенческим факторами, прямая умеренная теснота связи между волевым и поведенческим факторами и обратная умеренная теснота связи между эмоциональным и волевым факторами. Теоретическая и/или практическая значимость. Определение личностных факторов виктимного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью, что является важным для организации психолого-педагогического сопровождения по формированию навыков безопасного поведения у таких подростков.

Об авторах

Н. А. Степанова
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого
Россия


Т. И. Куликова
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого
Россия


Список литературы

1. Андронникова О. О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: дис. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 213 с.

2. Басин М. А., Фатеева К. Н., Хаидов С. К. Формирование эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 2. С. 65-73.

3. Болдырева Т. А. Стиль межличностных отношений как детерминирующий фактор социально-психологической адаптации подростков с легкой степенью умственной отсталости и с нормативным развитием в условиях совместного обучения в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2019/n1/Boldyreva.shtml (дата обращения: 18.04.2020). DOI: 10.17759 /psyclin.2019080103.

4. Быстров А. Е. Психологические факторы возникновения виктимного поведения у подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями // Специальное образование. 2014. № 3. С. 139-149.

5. Быховец Ю. В., Падун М. А. Личностная тревожность и регуляция эмоций в контексте изучения посттравматического стресса [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2019/n1/Bykhovets_Padun.shtml (дата обращения: 18.04.2020). DOI: 10.17759/cpse.2019080105.

6. Данилкина М. Ю., Литвиненко И. В. К вопросу о психологическом и неврологическом статусе лиц с задержкой психического развития // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. № 4 (1). С. 133-137.

7. Инденбаум Е. Л. Характеристики коммуникативной компетентности подростков с разными формами интеллектуальной недостаточности в условиях инклюзивного и специального образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 42-49.

8. Киселева Т. Г. Интеллектуальная недостаточность как причина социальных девиаций подростков // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 28. С. 35-42.

9. Кисляков П. А., Шмелева Е. А. Методика диагностики социально-психологической безопасности подростков с нарушением интеллекта // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 11. С. 110-114.

10. Лебединская К. С. Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков [Электронный ресурс] // Альманах института коррекционной педагогики. 2005. № 9. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/kliniko-psihologicheskij-analiz-narushenij-povedenija-90 (дата обращения: 18.04.2020).

11. Макаров А. С., Бобченко Т. Г. Психологические особенности виктимной личности // Студенческий электронный научный журнал. 2019. № 13(57). URL: https://sibac.info/journal/student/57/136196 (дата обращения: 08.04.2020).

12. Матанцева Т. Н. Факторы виктимного поведения подростков как социальная проблема психологической науки // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 8. URL: http://e-koncept.ru/2016/56124.htm (дата обращения: 18.04.2020).

13. Сидоров К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Философия, социология, психология, педагогика. 2013. Вып. 2. С. 42-52.

14. Социально-психологическая безопасность подростков с интеллектуальными нарушениями в образовательных организациях различных типов / П. А. Кисляков [и др.] // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 8. С. 85-98.

15. Степанова Н. А. Виктимное поведение как угроза психологической безопасности подростков с интеллектуальной недостаточностью // Психолого-педагогическая коррекция нарушений интеллектуального развития у детей в современном образовании: материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 5-6 марта 2013 г. М., 2013. С. 64-66.

16. Степанова Н. А. Психологическая безопасность личности подростка с интеллектуальной недостаточностью // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 3. С. 179-185.

17. Худик В. А., Шигашов Д. Ю. Детерминирующие факторы виктимного поведения у детей и их клинико-психологические последствия // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. Т. 5. № 1. С. 31-40.

18. Шипицына Л. М. Обучение общению умственно отсталого ребёнка. СПб., 2010. 279 с.

19. Chiu S. Causes of Victims of Campus Bullying Behaviors and Study on Solutions // Open Journal of Social Sciences. 2013. No. 1. P. 13-22. DOI: 10.4236/jss.2013.12003.

20. Evans D. Perceptions of the Victimization of Individuals with Intellectual Disabilities // Advances in Applied Sociology. 2013. No. 3. P. 114-123. DOI: 10.4236/aasoci.2013.32015.

21. Green А. Н. Child abuse // Child Psychiatry and the Law / D. N. Schetky, Е. Р. Benedek (Eds.). Brunner / Mazel, Publishers. N. Y. 1980. P. 71-88.

22. Kislyakov P., Silaeva O., Feofanov V. Psychological indices of social safety of children with disabilities [Электронный ресурс] // International Conference «Responsible Research and Innovation». National Research Tomsk Polytechnic University. 2017. URL: https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/icRRIF2016052.pdf (дата обращения: 08.04.2020). DOI: 10.15405/epsbs.2017.07.02.52.

23. Kislyakov P. A. Risk factors related to antisocial behavior in teenagers with intellectual disabilities // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. No. 10(2). P. 215-227. DOI: 10.11621/pir.2017.0215

24. Zinchenko Yu. P. Security psychology as social systemic phenomenon // Psychology in Russia: State of the Art. 2011. No. 4. P. 307-315. DOI: 10.11621/pir.2011.0019


Рецензия

Просмотров: 161


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)