Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО КЛАССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-3-96-107

Аннотация

Цель. Целью работы является изучение социально-психологической среды школьного класса в условиях высоких требований к освоению образовательной программы. Процедура и методы. При проведении исследования использовались социометрический тест, сочинение «Моя школа» и методика диагностики эмоционального отношения к учению, методика определения самооценки и уровня притязаний. Результаты. В ходе исследования было показано, что форма организации учебной деятельности может выступать значимым регулятором межличностных отношений школьников даже при отсутствии целенаправленных воспитательных воздействий по формированию коллектива. Сформулированы выводы, что социометрическая структура современного школьного класса обусловлена содержанием учебно-воспитательного процесса и отражает приоритетные направления педагогического воздействия в конкретных образовательных условиях. Теоретическая и/или практическая значимость. В исследовании получены новые данные об особенностях межличностных отношений школьников в образовательном пространстве современного цифрового общества.1

Об авторах

А. Д. Андреева
Психологический институт Российской академии образования
Россия


А. Г. Лисичкина
Психологический институт Российской академии образования
Россия


Список литературы

1. Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Дубровина И. В. Современная образовательная среда ребёнка: семья и школа. М., 2019. 264 с.

2. Деркач А. А., Цымбаленко С. Б. Детство и Взрослый мир в структуре и системном определении Общества // Мир психологии. 2015. № 1. С. 12-28.

3. Долганов Д. Н. Взаимосвязь межличностных отношений с учебной и внеучебной деятельностью // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2017. № 6. С. 48-53.

4. Залкид А. Б. Основные вопросы педологии. М., 1930. 264 с.

5. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений. Минск, 1984. 239 с.

6. Конникова Т. Е. Отношения между детьми в школьном коллективе // Социальная психология личности. Л., 1974. С. 32-43.

7. Котина Н. Н. Социальное развитие младшего подростка в совместно-распределённой учебной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2016. № 43. С. 171-176.

8. Макаренко А. С. Сочинения. Т. 1. М., 1957. 753 с.

9. Марцинковская Т. Д. Проблема социализации в историко-генетической парадигме. М., 2015. 247 с.

10. Моложавый С. С. Программа изучения поведения ребёнка или детского коллектива. М., 1924. 31 с.

11. Новикова Л. И. Детский коллектив и подросток. М., 1979. 32 с.

12. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М., 2007. 56 c.

13. Шнирман А. Л. Принципы и методы изучения личности школьника / сост. А. Г. Ковалев. Т. 232. Л., 1962. 290 с.

14. Cillessen A. H. N., Bukowski W. M. Sociometric perspectives // Handbook of Peer Interactions, Relationships, and Groups. New York, 2019. 748 p.

15. García Bacete, Francisco J. and Cillessen, Antonius H. N. An Adjusted Probability Method for the Identification of Sociometric Status in Classrooms // Front. Psychol. 2017. Vol. 8. P. 1-12. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01836


Рецензия

Просмотров: 190


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)