социально-психологические аспекты формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Аннотация
представлены результаты сравнительного ис-
следования уровня профессионального выго-
рания педагогов и воспитателей дошкольных
образовательных учреждений, занимающих
высокостатусные, среднестатусные и низкос-
татусные позиции в неформальной структуре
педагогического коллектива. Показано, что
динамика и уровень профессионального вы-
горания напрямую связаны со статусно-ро-
левой позицией сотрудника в неформальной
интрагрупповой структуре педагогического
коллектива. В частности, уровень професси-
онального выгорания педагога детского сада
оказывается выше, если его статусная пози-
ция в интрагрупповой неформальной струк-
туре педагогического коллектива может быть
охарактеризована как низкостатусная или
высокостатусная.
Об авторе
Кристина Александровна ДубиницкаяРоссия
Список литературы
1. Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмо- ционального выгорания специалистов помога- ющих профессий // Психологический журнал. 2001. Том 17, № 4. С. 56-72.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информац.-изд. дом Филин, 1996.
3. Бусовикова О.П., Мартынова Т.Н. Исследова- ние формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников // Вестник психосо- циальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2002. № 10. С. 8-10.
4. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубеж- ной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал.- 2001. Т. 22, № 1. с. 90-101.
5. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в соци- альных профессиях // Психологический жур- нал. 2002. Т. 23, №3. с. 85-95.
6. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе // Общая психология: сборник текстов. М.: На- ука, 1998. С. 150-153.
7. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: «Прогресс», 1982. 280 с.
8. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания: личностные особенности у работ- ников сферы психического здоровья // Вестник БГМУ. 2003. № 2. с. 56.-
9. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 60. с. 54-67.