История изучения социально-психологической детерминации развития науки
Аннотация
обзор подходов к изучению социально-психо-
логической детерминации развития науки.
Определяется историко-психологический
контекст данной проблемы. В качестве осно-
вания выделения основных этапов её реше-
ния рассматривается представление о смене
типов научной рациональности. Обосновы-
вается неклассический характер проблемы
социально-психологической детерминации
науки. Анализируются взгляды К. Маркса,
М. Куна, М. Полани, Л.С. Выготского, С.Л.
Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтье-
ва. Обосновывается необходимость и опреде-
ляются возможности постнеклассического
подхода к решению проблемы в современной
отечественной истории психологии.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М.: ОГИЗ , 1947.
2. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
3. Асмолов А.Г. Социальная биография культурно-исторической психологии [Вступительная статья] // Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-пресс, 1993. С. 3-18.
4. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса: Методологическое исследование // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 291-436.
5. Гусельцева М.С. Культурно-историческая психология: от классической - к постнеклассической картине мира // Вопросы психологии. 2003. № 1. с. 99-115.
6. Гусельцева М.С. Постнеклассическая рациональность в культурной психологии// Психологический журнал. №6. 2005. С. 5-15.
7. Ждан А.Н. История психологии: от Античности до наших дней: учебник для вузов. Изд. 7-е, испр. и доп. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007.
8. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск: Томский государственный университет, 2009.
9. Клочко В.Е. Закономерности движения психологического познания и проблема метода науки// Методология и история психологии. 2007. Вып. 1. с. 5-19.
10. Клочко В.Е. Психосинергетика: настоящее и будущее психологии// Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии: материалы конференции (г. Караганда, 20 апреля 2001 г.). Караганда: Изд-во Каргу, 2001. С. 101-110.
11. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский государственный университет, 2005.
12. Кольцова В.А. История психологии: Проблемы методологии. М.: Институт психологии РАН, 2008.
13. Кольцова В.А. Системный подход и разработка проблем истории отечественной психологической науки// Психологический журнал. 2002. №2. с. 6-18.
14. Кольцова В.А., Медведев А.М. Об изучении истории психологии в системе культуры // Психологический журнал. 1992. № 5. с. 4.
15. Кун Т. Логика открытия или психология исследования?//Философия науки. Выпуск 3. Проблемы анализа знания. М., 1997. с. 20-48.
16. Кун Т. Структура научных революций. 2-е изд. М.: Прогресс, 1977.
17. Лакатос И. Методология исследовательских программ: Пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.
19. Леонтьев Д.А. Неклассический вектор в современной психологии // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2007. С. 74-94.
20. Мамардашвили М.К. Классические и неклассические идеалы рациональности. М., 1984.
21. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник. 7-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
22. Мотрошилова Н.В. Теоретические предпосылки и проблемы марксистского исследования социальной природы познания// Социальная природа познания. Теоретические предпосылки и проблемы. М.: Наука, 1979. С. 5-22.
23. Мясоед П.А. Психология в аспекте типов научной рациональности // Вопросы психологии. 2004. № 6. с. 3-18.
24. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение. М.: Едиториал УРСС, 2003.
25. Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. М., 1985.
26. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. Пер. с англ. Изд. 4-е стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2003.
27. Режабек Е.Я. Всеобщий труд в сфере науки// Социальная природа познания. Теоретические предпосылки и проблемы. М.: Наука, 1979. С. 55-71.
28. Рубинштейн С.Л. Наука и действительность// Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука, 1989. С. 336-343.
29. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
30. Саугстад П. История психологии. От истоков до наших дней. Самара: Бахрах-М., 2008.
31. Смит Р. История психологии. Пер. с англ. М.: Академия, 2008.
32. Старк Г.В., Ватин И.В., Тищенко Ю.Р. К вопросу о социальной детерминации научного познания// Социальная природа познания. Теоретические предпосылки и проблемы. М.: Наука, 1979. С. 41-54.
33. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Гардарики, 2008.
34. Степин. В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
35. Трофимова И.Н. Предпосылки синергетического подхода в психологии// Синергетика и психология. Тексты. Вып. 1. Методологические вопросы / Под ред. И.Н. Трофимовой. М., 1997. С. 6-33.
36. Хакен Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке// Синергетика и психология. Тексты. Вып. 2. Социальные процессы / Под ред. И.Н. Трофимовой. М.: ЯНУС-К, 1999. С. 11-25.
37. Ярошевский М.Г. История психологии. 2-е, перераб. изд. М.: Мысль, 1976.
38. Gergen K.J. Toward a Postmodern Psychology // Psychology and Postmodernism / Ed. by S. Kvales. L.: Sage Publications, 1994. P. 17-30.