Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ПОНИМАНИЕ ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ У СЕБЯ И У ДРУГИХ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-2-71-86

Аннотация

Цель. Изучение представлений детей-сирот о психологическом самочувствии и его характеристиках. Процедура и методы исследования. Автором проведён анализ эмпирического материала, собранного с применением метода опроса в форме открытых вопросов и незаконченных предложений. Результаты проведённого исследования. Определено, что психологическое самочувствие у себя дети-сироты определяют по характеристикам мотивационно-потребностных и эмоциональных состояний (внутренним их проявлениям), в то время как психологическое самочувствие у других - преимущественно по демонстрируемым внешним проявлениям состояний. Психологическое самочувствие в представлениях подростков связано с ситуациями удовлетворения потребностей (физиологических и социальных) и определяется деятельностью - её процессуальными и результативными характеристиками - или отсутствием деятельности. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в понимание феномена психологического самочувствия и дополняют психологические портреты детей, оставшихся без попечения родителей.

Об авторах

Е. Б. Филинкова
Московский государственный областной университет
Россия


П. А. Ковалев
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Кашкина Л. В. Психологическое самочувствие населения многопрофильного города европейского севера // Экология человека. 2013. № 2. С. 46-51.

2. Куликов Л. В. Регулятивные функции настроения // Саморегуляция личности в контексте жизнедеятельности: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Омск, 2017. С. 38-41.

3. Левитов Н. Д. Настроение // Психические состояния / сост., общ. ред. Л. В. Куликова. СПб., 2001. С. 170-174.

4. Маленова А. Ю., Федотова Е. Е. Эмоциональное самочувствие как индикатор психологического благополучия молодежи // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы Третьей Международной научной конференции. Казань, 2018. С. 318-320.

5. Прохоров А. О. Ментальные репрезентации психических состояний: феноменологические и экспериментальные характеристики // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 2. C. 23-37.

6. Рубинштейн С. Л. Настроения // Психические состояния / сост., общ. ред. Л. В. Куликова. СПб., 2001. С. 167-170.

7. Тугайбаева Б. Н. Некоторые вопросы изучения психологического самочувствия личности в исторической психологии // Человек и мир. 2018. Т. 2. № 3 (5). С. 87-99.

8. Харитонова Е. В. Психологическое самочувствие личности и его составляющие // Человек. Искусство. Вселенная. 2018. № 1. С. 166-171.

9. Холондович Е. Н. Психологическое самочувствие человека как психологическая проблема // Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3. № 4 (12). С. 61-81.

10. Шульга Т. И. Осознанность подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей как фактор психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 4. С. 36-50. DOI: 10.17759/pse.2019240403

11. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago, 1969. 320 p.

12. Diener E. Subjective well-being: The science of happiness and a proposal for a national index // American Psychologist. 2012. No. 55. P. 34-43.

13. Ryff C. D. Psychological Well-Being // Encyclopedia of Gerontology: age, aging, and the aged. San Diego, CA: Academic Press, 1996. P. 365-369.


Рецензия

Просмотров: 101


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)