Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-1-122-133

Аннотация

Цель. Цель работы - изучить отношение родителей, воспитывающих детей с РАС, к инклюзии и дать характеристику их установок, влияющих на выбор образовательного маршрута для своих детей. Процедура и методы исследования. Исследование проводилось на территории Российской Федерации и Республики Беларуси. Совокупная выборка опрошенных родителей, воспитывающих детей с РАС, - 170 человек. Исследование проводилось с привлечением опросных методов изучения установок, описательной статистики и дискриминантного анализа. Результаты проведённого исследования. Выявлены предпочтительные стратегии образования детей с РАС с позиции их родителей, отмечены их страхи и опасения. Исследование подтверждает гипотезу, что на формирование негативных установок на образовательную инклюзию детей влияют не столько возраст и уровень образования родителя, сколько наличие ассоциированной стигмы, а также опыта интолерантного отношения к ним и их детям со стороны окружающих. Наличие ассоциированной стигмы, а также стресса у родителей, связанного с воспитанием особого ребёнка, может стать весомым барьером на пути построения оптимальной траектории развития ребёнка, в том числе и его образования. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие представлений о влиянии социальной стигматизации на социальные установки личности. Данные помогают понять траектории работы по вопросу развития инклюзивной культуры в обществе.1

Об авторах

А. А. Нестерова
Московский государственный областной университет
Россия


Р. М. Айсина
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия


Т. Ф. Суслова
Московский государственный областной университет
Россия


В. В. Хитрюк
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
Россия


Список литературы

1. Айсина Р. М., Максименко Ж. А. Перспективы применения виртуальных компьютерных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра на ступени полного общего образования // Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 11-13 декабря 2012 г. М., 2015. С. 3-5.

2. Караневская О. В. Начальный этап подготовки к школьному обучению детей, имеющих расстройства аутистического спектра, в общеобразовательной школе // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 8. М., 2014. С. 225-234.

3. Костин И. А. От чего зависит успешность обучения аутичного ученика в массовой школе // Инклюзивное образование как современная модель образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийского симпозиума с международным участием, 22-23 апреля 2010 г. Чита, 2010. С. 28-32.

4. Нестерова А. А. Семья ребенка с аутизмом: ассоциированная стигма и ее последствия // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 03-06 октября 2018 г. Екатеринбург, 2018. С. 603-608.

5. Нестерова А. А., Айсина Р. М., Суслова Т. Ф. Руководство для родителей ребенка с расстройством аутистического спектра: вопросы самопомощи и социального развития ребенка. М., 2016. 203 с.

6. Нестерова А. А., Ковалевская Н. А. Жизнеспособность и стратегии совладания матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 3. С. 38-46.

7. Нестерова А. А., Хитрюк В. В. Стигматизация и предрассудки в отношении родителей, воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 50-61. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-4-50-61.

8. Пособие по способам реализации потенциала особого ребенка и интеграции его в обществе / И. В. Колотилова, Г. И. Ефремова, Л. В. Федякина, А. А. Нестерова. М., 2010. 124 c.

9. Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: монография / Г. И. Ефремова, М. А. Ковалева, А. А. Нестерова, А. А. Серегина, М. В. Некрасова, К. А. Янцен. М., 2010. 248 c.

10. Стигма и дискриминация людей с инвалидностью и способы их преодоления (на примере реализации проекта «Искусство за инклюзию людей с инвалидностью»): методические рекомендации / В. В. Хитрюк, А. В. Ивашкина, Н. А. Губарь, И. В. Логвин. Минск, 2016. 24 c.

11. Суслова Т. Ф. Инклюзивное образование детей с расстройствами аутистического спектра в сознании родителей // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 10-2 (76). С. 85-89.

12. Шаргородская Л. В. Выбор оптимального образовательного маршрута для детей с РАС в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивная среда. Построение индивидуального образовательного маршрута. Проблемы и пути их решения: материалы межрегиональной научно-практической конференции. М., 2016. С. 95-100.

13. Dahle K. B. Services to include young children with autism in the general classroom // Early Childhood Education Journal. 2003. Vol. 31. P. 65-70.

14. Excluded from school: Autistic students’ experiences of school exclusion and subsequent re-integration into school / J. Brede, A. Remington, L. Kenny, R. Warren, E. Pellicano // Autism & Developmental Language Impairments. 2017. Vol. 2. P. 1-20. DOI: 10.1177/2396941517737511.

15. Humphrey N. Including pupils with autistic spectrum disorders in mainstream schools // Support for Learning. 2008. Vol. 23. P. 41-47. DOI: 10.1111/j.1467-9604.2007.00367.

16. Orsmond G. I., Krauss M. W., Seltzer M. M. Peer relationships and social and recreational activities among adolescents and adults with autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2004. Vol. 34. P. 245-266.

17. Struening E. L., Cohen J. Factorial invariance and other psychometric characteristics of five opinions about mental illness factors // Educational and psychological measurement. 1963. Vol. 23 (2). P. 289-298.


Рецензия

Просмотров: 168


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)