Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Психологические особенности поведения у детей младшего школьного возраста с врожденными пороками сердца

Аннотация

Представлены результаты психологического обследования 74 больных
детей младшего школьного возраста, перенесших радикальную хирургическую кор-
рекцию врожденного порока сердца цианотического типа, в сравнении с 36 здоровыми
детьми. С помощью психодиагностического метода мы исследовали особенности пове-
дения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка, затрагивающих его
отношения с другими людьми. Результаты показали, что внутренние переживания детей
с физическими недостатками оставляют свой отпечаток на психологическом развитии.
Отгороженность от других людей отчетливо проявляется в их поведении и невербаль-
ных реакциях, а сформировавшиеся поведенческие стереотипы составляют для них пре-
пятствие в овладении навыками коммуникаций. Таким образом, данные исследования
представили отличие в особенностях поведения между рассматриваемыми группами
младших школьников (больных и здоровых). Обнаружена прочная взаимосвязь физиоло-
гического недостатка со сдержанностью проявления активности, которая обусловлена, в
отличие от здоровых детей, пассивностью в общении.

Об авторе

Юлия Владимировна Тагварелия
Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ)
Россия


Список литературы

1. Арина Г.А. Часто болеющие дети. Какие они?/ Г.А. Арина, Н.А. Коваленко// Школа здоровья. 1995 . -Т.2. - №3. - С.116-124 .

2. Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика.- Киев: Здоровея, 1986 .- 28 0 с.

3. Горячева Т.Г. Чернова М.П. Психологические особенности и социально-психологическая адаптация больных, перенесших кардиохирургическую операцию в раннем возрасте. Кардиология, 1994 . - №6. - С. 134 -135 .

4. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. - СПб.: Речь, 2004. - 384 с.

5. Ковалев В.В. Психические нарушения при пороках сердца. М.: Медицина, 1974 . - 191 с.

6. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2006. - 94 0 с.

7. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. -М.: МГУ, 1985 .

8. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. - М.: Эксмо, 2004. - 992 с.

9. Морозов С. М. Отклонения в интеллектуальном развитии детей с врожденными пороками сердца. // Гипотермическая защита в хирургии. - Новосибирск, 198 0.- С. 262 -263 .

10. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во МГУ, 1987 . - 167 с.

11. Психологические тесты. Т.2. /Под ред. А.А. Карелина. - М., 2003. - С.153 -172 .

12. Султанова А.С. Внутренняя картина болезни подростков, перенесших операцию при врожденном пороке сердца : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.04 : М., 2000 - 236 c.

13. Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия/ Дисс.канд.психол.наук. СПб.: СПбГУ, 1999 .

14. Pless I. B.,. Aripps C.H, Davies J.M.C., Wandworth M.E.J. Chronic physical illness in childhood: psychological and social effects in adolescence and adult life// Development medicine and child neurology, 1989 , P.31.

15. Plomin R., DeFries J. C., McClearn G.E. Behavioral Genetic. A primer. Freeman a. Company. N. Y., 199 0.


Рецензия

Просмотров: 246


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)