Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-1-36-54

Аннотация

Цель. На основе изучения текстов научных статей, обзоров, диссертаций, интернет-ресурсов, посвящённых среднему профессиональному образованию (СПО), выявить основные проблемы его трансформации на федеральном, региональном, ведомственном уровнях. Процедура и методы исследования. Изучены более 100 научных источников, использован качественный и количественный анализ научных текстов: традиционный контент-анализ в сочетании с семантическим анализом по оригинальной экспресс-методике, основанной на авторской интерпретации результатов использования онлайн-программ свободного доступа на сайтах Адвего, Txt.ru, Istio.com и др. Методика включала фиксацию семантических показателей текста: объём, семантическое ядро, плотность, смысловая нагрузка, содержательность, гармоничность изучаемого понятия в тексте. Показатели прошли стандартизацию, что позволило сравнить социально-психологические аспекты решения проблем трансформации СПО на федеральном, региональном, ведомственном уровнях. Сравнение проводилось табулированием данных после онлайн-обработки текстов, выведения средних (m; δ) семантических показателей текстов, их стандартизации, применения t-критерия Стьюдента. Результаты проведённого исследования. Проведён социально-психологический анализ главных проблем СПО: качество подготовки выпускников; высокий уровень отсева обучающихся; инертность развития инструментов, увязывающих направления и специфику подготовки обучающихся и запросов рынка труда; низкий имидж; собственно социально-психологические факторы. Выделены доминирующие факторы трансформации СПО. На федеральном уровне решения проблем СПО наиболее важен фактор качества подготовки выпускников, а наименее значим социально-психологический фактор. Для региональных СПО - фактор несогласованности уровня подготовки в СПО требованиями рынка к специалисту. Для ведомственных СПО - собственно социально-психологический фактор в показателях: личность, группа, коллектив, образовательная среда, профессиональное общение, социально-психологический климат, межгрупповое взаимодействие и др. Влияние доминирующих факторов значимо различается на р ≤ 0,01 по t-критерию Стьюдента. Теоретическая и практическая значимость. Представленные модель диагностики процесса трансформации СПО и экспресс-методика семантического анализа могут быть использованы для проведения мониторинга различных аспектов трансформации СПО, дальнейших эмпирических социально-психологических исследований.

Об авторах

А. В. Булгаков
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Е. А. Булгакова
Московский государственный областной университет
Россия


Д. А. Шумский
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Авдеев Е. А. Социокультурные факторы трансформации системы ценностей российского общества // Всероссийский форум молодых ученых, Екатеринбург, 27-28 апреля 2017 г.: сборник материалов. Екатеринбург, 2017. С. 8-12.

2. Акопов Г. В. Социальная психология образования. М., 2000. 296 с.

3. Баранников К. А. Обзор современного состояния среднего профессионального образования в России (статистика и аналитические замечания) // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 7. С. 16-19.

4. Булгаков А. В. Семантический анализ как экспресс-методика оценки представлений о риске в профессиональной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2019. № 4. URL: https://evestnik-mgou.ru (дата обращения: 01.02.2020).

5. Виноградов А. Г. Методический арсенал социально-когнитивной теории личности // Психология. Журнал Высшей школы экономики: [сайт]. 2014. Т. 11. № 3. URL: https://psy-journal.hse.ru/2014-11-3/139104922.html (дата обращения: 01.02.2020).

6. Еронин А. О. Социально-психологические условия формирования позитивного имиджа среднего профессионального образования: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2015. 26 с.

7. Закотнова Д. В. Перспективы системы среднего профессионального образования в ходе модернизации социально-экономической системы современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2014. № 1 (138). С. 228-233.

8. Зязева О. Д. Теоретические аспекты внедрения практико-ориентированного (дуального) обучения в образовательный процесс колледжа // Инновационное развитие профессионального образования. 2017. № 2 (14). С. 53-57.

9. Ильин В. А. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе: дис. … докт. психол. наук. М., 2009. 392 с.

10. Карпов И. В. Образовательно-производственный кластер как форма социального партнерства (Миасская модель) // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 7. С. 32-35.

11. Кашницкий И. С., Мкртчян Н. В., Лешуков О. В. Межрегиональная миграция молодежи в России: комплексный анализ демографической статистики // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 169-203.

12. Коллектив и личность / под ред. Е. В. Шороховой, К. К. Платонова. М., 1975. 264 с.

13. Крушельницкая О. Б., Орлов В. А., Сачкова М. Е. Социальная психология образования как отрасль научного знания [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 5. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61292.shtml (дата обращения: 19.01.2020).

14. Кустова Е. И., Казанская В. Г. Особенности личности учащихся среднего профессионального образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 4-1. С. 150-157.

15. Листвин А. А. Дуальное обучение в России: от концепции к практике // Образование и наука. 2016. № 3 (132). С. 44-56.

16. Листвин А. А. Антиномии среднего профессионального образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 2 (71). С. 110-114.

17. Максимов Г. Головой и руками. В России зафиксирован рост популярности среднего профессионального образования // ФедералПресс: [сайт]. URL: https://fedpress.ru/article/2164349 (дата обращения: 10.12.2018).

18. Митина О. В., Евдокименко А. С. Методы анализа текста: методологические основания и программная реализация // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. № 40 (216). С. 29-38.

19. Михайлов А. В. Социально-психологическая динамика первичной профессионализации студентов ССУЗ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2014. № 16 (702). С. 62-74.

20. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / Ф. Ф. Дудырев, О. А. Романова, А. И. Шабалин, И. В. Абанкина; под ред. Ф. Ф. Дудырева, И. Д. Фрумина. М., 2019. 272 с.

21. Особенности построения моделей реализации дуального образования (обучения) на региональном уровне / В. А. Бурляева, И. В. Буркина, К. В. Булах, К. А. Чебанов // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 349-351.

22. Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ политического менталитета общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16: Психология. Педагогика. 2015. № 3. С. 27-40.

23. Рязанцева М. В., Смирнов В. М. Зарубежный опыт социального партнерства на рынке труда и в профессиональном образовании // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 9 (71). С. 125-134.

24. Сафонов А. О., Ащеулов Ю. Б., Остапенко Р. И. Опыт реализации дуальной модели обучения в Воронежском государственном промышленно-гуманитарном колледже // Госсоветник. 2018. № 3 (23). С. 24-31.

25. Сокирко А. В. Семантические словари в автоматической обработке текста: По материалам системы ДИАЛИНГ: дис. … канд. техн. наук. М., 2001. 114 с.

26. Трегубова Т. М. Зарубежный опыт развития профессиональных учебных заведений и его использование в отечественной теории и практике профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2005. № 4. С. 57-64.

27. Тюрина Н. А. Кластер как форма интеграции образования и производства // Инновационное развитие профессионального образования. 2014. № 1 (05). С. 92-98.

28. Ушаков А. А. Профессионализм педагога как детерминант повышения качества образовательных услуг в условиях конкурентоспособности системы среднего профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 146-152.

29. Capsada Q. Preparing students for the future // Education Policy Outlook. 2015. No 17. P. 57-75.

30. Cervone D., Shadel W. G., Jencius S. Social-сognitive theory of personality assessment // Personality and Social Psychology Review. 2001. No. 5 (1). P. 33-51. DOI: 10.1207/S15327957PSPR0501_3

31. Education at a Glance 2014: OECD Indicators. Paris: OECD Publishing, 2014. 566 p.

32. Reducing early school leavers: Key messages and policy support. Education and Training, November, 2013, 46 p. // file:///C:/Users/User/Downloads/early-school-leaving-group2013-report_en.pdf. Дата обращения 01.02.2020.


Рецензия

Просмотров: 144


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)