Preview

Bulletin of the State University of Education. Series: Psychology

Advanced search

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУ НИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПЯТИ ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Abstract

В статье представлена опытно-экспериментальная работа по изучению осо-
бенностей коммуникативной функции речи 5-летних детей с задержкой речевого
развития. Для достижения данной цели проводился анализ собственных выска-
зываний дошкольников, понимания детьми высказываний других, обследовались
особенности общения детей со сверстниками и взрослыми с помощью целенаправ-
ленного наблюдения, оценивалось статусное положение детей в группе. Анализ ре-
зультатов эксперимента позволил сделать вывод о взаимосвязи речевых и комму-
никативных умений. Выявилось, что на коммуникацию дошкольников оказывает
влияние степень понимания чужих высказываний и степень развития собственной
связной речи. Нарушение коммуникативной функции речи выражается в снижении
потребности в речевом взаимодействии со сверстниками и взрослыми, незаинтере-
сованности в контакте, несоответствии форм общения норме. В 5 лет преобладает
ситуативно-деловая форма общения, что не соответствует возрастной норме. У ис-
пытуемых со средним и высоким уровнем развития собственных связных высказы-
ваний наблюдается внеситуативно-познавательная форма общения. Дети с IV и III
уровнем ЗРР имеют благоприятный статус, занимают в группе положение лидера
и проявляют при взаимодействии больше речевой активности, чем дети с низкими
показателями развития связной речи. Таким образом, коммуникативная функция
речи находится в зависимости от уровня ЗРР.
In the article skilled-experimental work on studying features of communicative
function of speech of five years children with delay of speech development is presented.
For achievement of the given purpose the analysis of own statements of preschool children,
understanding was conducted by children of statements of others, features of dialogue of
children with contempoparies and adults by means of purposeful supervision were surveyed,
status position of children in group was evaluated. The analysis of results of experiment
has allowed to draw a conclusion on interrelation of speech and communicative skills.
Has emerged, that the communications is influenced with a degree of understanding of
anothers statements and a degree of development of own coherent speech. Infringement of
communicative function of speech is expressed in decrease in need for speech interaction
with contempoparies and adults, disinterest in contact, discrepancy of forms of dialogue
to norm. In five years the is situational-business form of dialogue that mismatches age
norm prevails. At examinees with an AVG and high level of development of own coherent
statements the внеситуативно-cognitive form of dialogue is observed. Children with low
delay of speech, have the favorable status, borrow position of the leader in group and show
at interaction more than speech activity, than children with low parameters of development
of coherent speech. Thus, communicative function of speech is in dependence from level of
delay.

About the Authors

А.С. Шаповал

Russian Federation


Е.В. Жулина

Russian Federation


References

1. Гаркуша Ю.Ф., Коржевина В.В. Особенности общения детей дошкольного возраста с недораз- витием речи // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. - С. 95-112.

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недораз- витием. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.

3. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. - 1995. - № 6 . - С. 7-16.

4. Капитовская О.А., Плохотнюк М.Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушени- ями. - СПб.: КАРО, 2005. - 64 с.

5. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагоги- ка, 1988 . - 230 с.

6. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1996. - № 1 . - С. 62-67.


Review

Views: 45


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)