Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2019-4-120-130

Аннотация

Статья посвящена изучению динамики профессиональных представлений бакалавров начального образования. Представлены результаты эмпирического исследования представлений о начальной школе студентов 1 и 4 курсов с учётом их дифференцированности, структурированности и индивидуализированности. Средствами проективной методики зафиксирована положительная динамика по выделенным показателям. Отмечено смещение представлений об источниках проблем начальной школы от внешних по отношению к деятельности учителя начальной школы (организационных, социальных) к внутренним (методическим, личностно-профессиональным).

Об авторах

М. А. Петрова
Иркутский государственный университет
Россия


И. М. Попова
Иркутский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Дружилов С. А. Концептуальные основы психологического изучения становления профессионализма как реализации ресурсов профессионального развития человека [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/3025 (дата обращения: 10.09.2019).

2. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. № 6. С. 35-44.

3. Зеленкова И. В. Формирование образа профессии у будущих учителей начальных классов // Герценовские чтения. Начальное образование. 2010. Т. 1. № 1. С. 240-245.

4. Зиновьева М. П., Фирсова Т. Г. Учитель начальных классов: требования государства и представления будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 105-108.

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004. 304 с.

6. Лукина А. К., Чиганова С. Д. Образ профессии педагога у студентов-первокурсников как ресурс индивидуализации образовательных программ // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (153). С. 38-41.

7. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

8. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004. 320 с.

9. Науменко М. В. Особенности профессиональных представлений учителей начальной школы с различным уровнем профессиональной компетентности // Профессиональные представления. 2015. № 1 (7). С. 46-53.

10. Петрова М. А. Профессиональные представления о школе как основа саморазвития будущего учителя начальных классов // Повышение профессионального мастерства педагогических работников в России: вызовы времени, тенденции и перспективы развития: сборник материалов Всероссийской с международным участием конференции. Ч. 2. Иркутск, 2019. С. 466-473.

11. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. 184 с.

12. Рогов Е. И. Неадекватность профессиональных представлений об объекте деятельности как основа профессиональных деформаций педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 5. С. 92-101.

13. Рогов Е. И. Психология становления профессионализма (в социономических профессиях): монография. Ростов-на-Дону, 2016. 340 с.

14. Рогов Е. И. Феноменология представлений об объекте деятельности педагога // Профессиональные представления. 2014. № 1 (6). С. 5-21.

15. Серкин В. П. Профессиональная специфика образа мира: влияние опыта деятельности на восприятие реальности // Личность профессионала в современном мире / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. М., 2014. С. 303-312.

16. Слободчиков В. И. Проблемы развития и воспитания личности в студенческом возрасте // Социальное воспитание. 2017. № 2. С. 4-10.

17. Солдатова Е. Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография. Челябинск, 2007. 267 с.

18. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М., 2001. 208 с.

19. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение личности: Механизмы и образовательные ресурсы // Человек и образование. 2014. № 3 (40). С. 45-50.


Рецензия

Просмотров: 952


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)