Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ: АКТУАЛЬНЫЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2019-4-71-90

Аннотация

Цель исследования - выявить ключевые индивидуально-психологические источники, детерминирующие продолжительность жизни человека, показать направления и точки содействия объективных (биологических) и субъективных (психологических) механизмов индивидуальной длительности. Определить перспективные направления исследований в данной области. Автором проанализированы и обобщены научные представления и современная эмпирическая фактология о влиянии психологических факторов на продолжительность жизни человека. В работе констатировано актуальное смещение исследований в области долголетия от биологических к психологическим детерминантам индивидуальной длительности с акцентированием параметров отношений в качестве «генерального» фактора, определяющего качество и продолжительность человеческого существования. На основе систематизации и интеграции классических и современных научных представлений о долголетии автором выявлено несколько ведущих наиболее перспективных направлений исследовательского поиска, в рамках которых могут быть обнаружены ключевые механизмы, позволяющие индивидууму осуществлять продолжительность жизни, близкую к предельным значениям. К научной разработке предложено понятие «виртуального возраста».

Об авторе

М. И. Розенова
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Белопольская Л. Н., Литовченко И. С. Исследование представлений современных подростков о своем психологическом и телесном возрасте // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 2 (31). С. 59-67.

2. Березина Т. Н. Вероятностная модель продолжительности жизни // Психология и психотехника. 2013. № 4 (55). С. 390-400.

3. Березина Т. Н. Факторы среды и их влияние на индивидуальную продолжительность жизни // Мир психологии. 2013. № 4. С. 165-178.

4. Григоренко Е. Л., Лабуда М. С. Моделирование с помощью LISREL: генетическая и средовая компоненты межиндивидуальной вариативности по признаку зависимости-независимости от поля // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 55-71.

5. Ембергенова Е. А. К вопросу о ценности возраста мудрости // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 34-2. С. 87-91.

6. Ефимова О. С. Формирование ответственности внутри контекстной модели образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2018. № 4. С. 29-34.

7. Забродин О. Н. Письмо к молодежи И. П. Павлова и три условия долголетия // Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. 2000. № 1-2. С. 207-212.

8. Заводская И. С., Морева Е. В. Фармакологический анализ стресса и его последствий. Л., 1981. 213 с.

9. Зотова Н. К. Социальные и психологические аспекты долголетия // Успехи геронтологии. 2007. Т. 20. № 4. С. 119-122.

10. Козырев Н. А. Причинная механика и возможность экспериментального исследования времени // История и методология естественных наук. Физика. 1963. Вып. 2. С. 95-113.

11. Корнилов С. А., Григоренко Е. Л., Смирнов С. Д. Лонгитюдное исследование академических, творческих и практических способностей как предпосылок успешности обучения // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 138-149.

12. Кузнецова О. П., Косьмин А. Д. Психологический возраст россиян и динамика их средней продолжительности жизни // Вестник экономической интеграции. 2014. № 6 (75). С. 141-149.

13. Макушкина О. П. Восприятие прошлого, настоящего и будущего студентами с разным психологическим возрастом // Вестник Воронежского государственного университета. 2019. № 3. С. 35-43.

14. Павлов И. П. Письмо к молодежи // Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т. 1. М., Л., 1950. С. 22-23.

15. Розенова М. И. Отношения любви в контексте обыденного сознания, развития, обучения, воспитания и социализации личности (теоретическое и экспериментальное исследование проблемы). М., 2006. 528 с.

16. Розенова М. И. Позитивная психология в России: некоторые актуальные вопросы адаптации // Психология и психотехника. 2012. № 1 (40). С. 57-62.

17. Розенова М. И. Психосемантические аспекты отношения ко времени: дис. … канд. психол. наук. М., 1998. 204 с.

18. Селигман М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни / пер. с англ. М., 2006. 368 с.

19. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. 319 с.

20. Уфланд Ю. М. Естественная доминанта у самца лягушки в период обнимательного рефлекса // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. Вып. 1. Л., М., 1925. С. 81-94.

21. Чернышева М. П. Временная структура биосистем и биологическое время. СПб., 2014. 172 с.

22. Чернышева М. П. О феномене жизни // Новый русский журнал. 2019. № 12. С. 103-108.

23. Шульга Т. И., Антипина М. А. Эмоциональная среда семьи, как фактор развития личности ребенка в замещающей семье // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2012. № 3. С. 32-40.


Рецензия

Просмотров: 121


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)