СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Практическую ценность представляют предложенные методики диагностики и формирования познавательных способностей школьников, позволяющие глубоко и дифференцированно изучать структуру способностей учащихся на протяжении многолетнего образовательного процесса и осуществлять коррекцию или целенаправленное развитие интеллектуальных функций.
The article is devoted to study of cognitive schoolchildren abilities in the process of school ontogenesis. This work has a scientifically substantiated conception of the phenomenon under consideration, it has classification of the main approaches to the research and development of cognitive abilities in russian and foreign practice, presents peculiarities of age evolutionization of schoolchildren abilities, which were received on the basis of numerous empiric data.
Proposed methods of diagnostics and formation of cognitive schoolchildren abilities have practice value; they make it possible to study profoundly and differentiatedly the structure of schoolchildren abilities during long educational process and to perform the correction and goal oriented development of intellectual functions.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Методологический аспект проблемы способностей // Вопр. психологии. 1977. № 5. С. 170-173.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Анализ результатов диагностических методик, ориентированных на норматив // Вопр. психологии. 1988. № 5. С. 145-151.
3. Ананьев Б.Г. О взаимосвязи в развитии способностей и характера // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. С. 93-96.
4. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977. - 189 с.
5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. - М.: Педагогика, 1982-1984гг., Т.1 - 487с. Т.2- Т. 3. - 368с. Т.4. - 432с.
6. Берулава Г.А. Психодиагностика умственного развития учащихся. Новосибирск: НГПИ, 1990.
7. Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопр. психологии. 1986. № 5. С. 18-31.
8. Давыдов В.В. Теории развивающего обучения. - М. : ИНТОР, 1996. - 544с.
9. Дружинин В.Н. Когнитивные способности. Структура. Диагностика. Развитие. Москва-Санкт-Петербург. 2001. - 224с.
10. Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопр. психологии. 1997. № 6. С. 58-68.
11. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопр. психологии. 1960. №3. С.3-15.
12. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности // Психол. журнал. 1986. Т. 7. № 4. С. 23-35.
13. Русалов В.М., Дудин С.И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы // Психологический журнал. Т. 16. № 5. 1995. С. 12-23.
14. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.
15. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - СПб.: Питер, 2002. - 272с.
16. Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопр. психологии. 1986. № 3. С. 78-89.
17. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Издательская корпорация Логос, 1996. - 320 с.
18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1989. - 555с.