Preview

Bulletin of the State University of Education. Series: Psychology

Advanced search

ПРИНЦИП РАЦИОГУМАНИЗМА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ

Abstract

Рационализм, трактуемый в самом широком смысле как признание ценности разума и опора на него, естественным образом выступает в качестве одной из сторон гуманизма. В подчеркивании этого тезиса состоит суть принципа рациогуманизма. Данный принцип предусматривает, в мировоззренческом плане, признание интеллектуальной культуры (и науки, как ее главного средоточия) одним из важнейших достояний человечества, а в плане методологии человековедения − требует максимального использования этого богатства, в его гармоничном взаимодействии с другими составляющими культуры, для расширения знаний о человеке и их гуманистически ориентированного практического применения. Принцип рациогуманизма особенно значим для психологии, где настаивает, в частности, на взаимодействии естественнонаучной и гуманитарной методологических традиций.
Rationalism, considered as an acknowledgment of human intelligence value, is an essential part of humanism. Ratiohumanism emphasizes this statement and claims the intellectual culture (and especially science) to be one of the main achievements of humanity. That principle is very important for psychology, because it helps to connect natural sciences with human sciences and makes it possible to apply traditions of each science to its opposite branch.

About the Author

Г.А. Балл

Russian Federation


References

1. Андреева Г.М. Социальное познание - старт или финиш? // Вопр. психологии. - 2004. - № 3.

2. Анцыферова Л.И. Гуманистически-экзистенциальный подход к мудрости: способы постижения истинного Я и призвания человека // Психол. журн. − 2005. − № 3.

3. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. − М., 1970.

4. Воробьева Л.И. Ребенок и взрослый в классической и гуманитарной психологии // Мир психологии. − 1996. − № 1.

5. Лызлов А.В. Вильгельм Дильтей и проблема гуманитарного подхода в психологии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. − 2004. − № 4.

6. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М., 1999.

7. Моисеев Н.Н. Системная организация биосферы и концепция коэволюции // Обществ. науки и современность. - 2000. - № 2.

8. Мусатов С.А. К вопросу о психологическом каноне ХХІ столетия // Журнал практикующего психолога. - 2004. - Вып. 10.

9. Назаретян А.П. Архетип восставшего покойника как фактор социальной самоорганизации // Вопр. философии. - 2002. - № 11.

10. Панфилова Т.В. Гуманистический потенциал психоанализа // Обществ. науки и современность. - 2003. - № 3.

11. Плес З. Методологические проблемы научного наследия К. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу в контексте современной психологии: Дис. в форме научного доклада на соискание уч. степени доктора наук в области психологии. - К.: Международ. кадровая академия, 2004.

12. Пузырей А. Манипулирование и майевтика: две парадигмы психотехники // Журнал практич. психолога. − 2004. − № 1.

13. Рац М. Диалог в современном мире // Вопр. философии. - 2004. - № 10.

14. Швырев В.С. Рациональность в современной культуре // Обществ. науки и современность. - 1997. - № 1.

15. Шмелев А.Г. «Песнь о вещем Олеге» и профессиональные предпочтения в области психодиагностики // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. − 2004. − № 4.


Review

Views: 35


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)