Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

Взаимосвязь информационного контента и особенностей личности в подростковом и юношеском возрасте

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-3-99-108

Аннотация

Цель исследования – изучить взаимосвязь информационного контента и особенностей личности молодого человека в подростковом и юношеском возрасте, их безопасность. Статья посвящена изучению информационно-саногенной безопасности и интернет-активности молодого поколения. Авторы делают особый акцент на том, что ввиду тотальной зависимости подростков от общения в социальных сетях и подверженности их некоторым негативным эффектам интернета (когнитивной поглощённости, предпочтению онлайн общения реальному, компульсивному использованию, девиантной активности, депрессивным или агрессивным состояниям, отдалению от близких людей) следует обратить внимание на развитие осознанности к восприятию сетевого контента. При этом необходимо понять, каким образом происходит самоидентификация молодых людей, формируется их позитивное отношение к себе и окружающим, а также насколько у них сформирована способность к преодолению внутриличностных конфликтов.

Процедура и методы исследования. В статье рассматриваются связи индивидуально-психологических показателей юношей и девушек с информационно-саногенной безопасностью, полученные и проанализированные с помощью следующих эмпирических методов: анкеты «Активность личности в виртуальной социальной сети» (Е. И. Богомолова); шкалы интернет-зависимости Чена (CIAS); опросника «Оценка удовлетворённости личности в потребности безопасности» (О. Ю. Зотова); методики субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина; личностного опросника Айзенка» (EPQ); математико-статистических методов обработки полученных данных – первичной статистики, метода сравнения (U критерия Манна-Уитни), корреляционного анализа (коэффициента Кендалла).

Результаты. В статье приведены результаты исследования информационно-саногенной безопасности молодого поколения. Проведённое исследование выявило, что у подростков мужского пола и юношей меньше проблем с управлением временем по сравнению с подростками женского пола и девушками, но при высокой личностной тревожности повышается склонность к интернет-зависимости.1

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость заключается в анализе объективных детерминант влияния различных факторов среды на информационно-саногенную безопасность личности в подростковом и юношеском возрасте. Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты исследования информационно-саногенной безопасности молодого поколения с учётом их психологических особенностей позволяют обосновать комплекс применения профилактических мероприятий, способствующих нормальному развитию личности молодого человека. В статье описаны направления профилактики для молодых людей группы риска, которые имеют низкий уровень устойчивости к информации, такой как интернет-риски.

Об авторах

М. М. Мишина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Мишина Марина Михайловна – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики образования Института психологии им. Л. С. Выготского

125993, г. Москва, Миусская площадь, д. 6



К. А. Воробьева
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Воробьева Ксения Андреевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии личности Института психологии им. Л. С. Выготского

125993, г. Москва, Миусская площадь, д. 6



Список литературы

1. Артамонова Е. Г., Ефимова О. И., Калинина Н. В. Организация Всероссийского педагогического совета «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков» // Образование личности. 2017. № 2. С. 12–27.

2. Богомолова М. А., Бузина Т. С. Интернет-зависимость: аспекты формирования и возможности психологической коррекции // Медицинская психология в России: [сайт]. 2018. T. 10. №2 (49). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 03.04.2022).

3. Войкунский А. Е. Информационная безопасность: психологические аспекты // Национальный психологический журнал. 2010. № 1 (3). С. 48–53.

4. Воробьева К. А. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях // Воспитание школьников. 2013. № 4. С. 45–49.

5. Зинченко Ю. П. Методологические основы психологии безопасности // Национальный психологический журнал. 2011. № 2 (6). С. 11–14.

6. Карпова Г. Г., Трухачева М. А. Ребёнок в информационном обществе: формирование политики в области информационной безопасности детей и молодёжи // Власть. 2016. № 9. С. 88–93.

7. Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Информационно-психологическая безопасность личности: сущностная характеристика // Современные проблемы науки и образования: [сайт]. 2014. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11882 (дата обращения: 08.06.2022).

8. Малюк А. А., Полянская О. Ю. Зарубежный опыт формирования в обществе культуры информационной безопасности // Безопасность информационных технологий. 2016. №4. С. 25–37.

9. Малыгин В. Л., Хомерики Н. С., Антоненко А. А. Индивидуально-психологические свойства подростков как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения // Медицинская психология в России: [сайт]. 2015. № 7 (30). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 11.04.2022).

10. Мишина М. М., Воробьева К. А. Индивидуально-психологические особенности подростков с разными предпочтениями в компьютерных играх // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 4. С. 143–155.

11. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’a до Homo Cyberus’a. М.: Прометей, 2012. 212 с.

12. Соболева А. Н. Риски интернет-пространства для здоровья подростков: возрастной и гендерный анализ // Образование личности. 2016. № 1. С. 60–66.

13. Солдатова Г. В., Зотова Е. Ю., Чекалина А. И. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете. М.: Фонд развития «Интернет», 2011. 176 с.

14. Теперик Р. Ф. Особенности эмоциональной регуляции подростков, зависимых от ролевых компьютерных игр // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 177–182.

15. Трухачева М. А. Культура детства в контексте информационной безопасности: исторический аспект и современные реалии // Общество: философия, история, культура. 2016. № 11. С. 115–117.

16. Block J. J. Issues for DSM. Internet Addiction // American Journal of Psychiatry. 2008. Vol. 165. Iss. 3. P. 306–307.

17. Griffiths M. D. A «components» model of addiction within a biopsychosocial framework // Journal of Substance Use. 2005. Vol. 10. P. 191–197.

18. Widyanto L., Griffiths М., Brunsden V. A psychometric comparison of the Internet Addiction Test, the Internet-Related Problem Scale and self-diagnosis // Cyberpsychology, behavior and social networking. 2011. № 14 (3). P. 141–149.


Рецензия

Просмотров: 229


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)