Непосредственные и опосредующие факторы готовности студентов к развитию универсальных цифровых компетенций
https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-3-64-77
Аннотация
Цель исследования заключается в изучении условий, обуславливающих готовность студентов к развитию универсальных цифровых компетенций.
Процедура и методы. Опрос проводился среди студентов вузов методом анкетирования. Опросник включал в себя вопросы, раскрывающие социально-демографические характеристики респондентов, их цифровые компетенции в области информации, общения, создания контента, безопасности, а также опыт использования цифровых компетенций в быту, образовании, профессиональной деятельности, оценку роли цифровых компетенций в различных сферах деятельности, готовность к дальнейшему формированию цифровых компетенций. Собранные в процессе анкетирования показатели включённости студентов в цифровую среду позволили выделить факторы, оказывающие влияние на готовность развивать универсальные цифровые компетенции. Выборку составили 446 студентов младших курсов (возраст: М=18,67, СТД=0,999), из них 65% – девушки. Анализ проводился с использованием дисперсионного однофакторного и многофакторного анализа (ANOVA, MANOVA), корреляционного анализа Пирсона.1
Результаты. Исследование выявило непосредственные и опосредованные факторы, влияющие на готовность студентов развивать универсальные цифровые компетенции. К непосредственным факторам относятся высокие показатели вовлечённости в информационное интернет-пространство и развития компьютерной компетентности при низкой самооценке развития цифровых компетенций; к опосредованным факторам относятся восприятие важности цифровизации в своей жизни, количество цифровых устройств, широкий кругозор. Выявлено, что чрезмерное количество времени, проводимое в интернете, и ориентированность на развлекательный контент препятствуют формированию готовности развивать свои цифровые компетенции.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в понимание необходимых условий для формирования готовности к развитию универсальных цифровых компетенций.
Об авторе
Н. Г. ВоскресенскаяРоссия
Воскресенская Наталья Геннадьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры теории политики и коммуникации Института международных отношений и мировой истории
603022, Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23
Список литературы
1. Антюхова Е.А., Касаткин П.И. Цифровой вектор глобальной образовательной политики // Вестник Московского государственного института международных отношений (университета). 2020. № 13 (5). С. 331–351.
2. Гаврилюк О.А., Никулина С. Ю., Мягкова Е. Г. Пути повышения качества самостоятельной работы студентов-медиков // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П.Астафьева. 2021. № 1 (55). С. 16–28.
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Издательство Белорусского государственного университета, 1976. 176 с.
4. Елшанский С. П. Когнитивная неэффективность школьного обучения в условиях цифровизации // Сибирский психологический журнал. 2021. № 79. С. 130–152.
5. Ершова Т. В., Зива С. В. Ключевые компетенции для цифровой экономики // Информационное общество. 2018. № 3. С. 4–20.
6. ЖуравлевА. Л., Нестик Т.А. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследования // Психологический журнал. 2019. № 5 (40). С. 35–47.
7. Крамаренко Н. С. Казнить нельзя помиловать: дистанционное обучение в период пандемии // Вестник Московского государственного областного университета. 2020. № 2. С. 47–51.
8. Ляшенко М. В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11. № 1. С. 53–73.
9. Михайленко О.А., Щедрина Е. В. Информатизация общества и социальная адаптация личности // Вестник Московского государственного агроинженерного университета. 2012. № 4-1. С. 111–112.
10. Спиридонов О. В. Учёт цифровых технологий в профессиональных стандартах машиностроения // Образование и наука без границ. 2019. №10. С. 190–195.
11. Степанова Ю. Н. Готовность к продолжению образования и готовность к самообразованию как основа непрерывного образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П.Астафьева. 2014. № 1 (27). С. 265–268.
12. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина, К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. 472 c.
13. Цифровые технологии на службе педагогики и психологии: сборник научных статей XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Практическая психология образования XXI века: Цифровые технологии на службе педагогики и психологии» / под общ. ред. Р. В. Ершовой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2021. 251 с.
14. Belshaw D. A. J. What is digital literacy? (a doctoral thesis) [Электронный ресурс]. URL: http://etheses.dur.ac.uk/3446 (дата обращения: 16.06.2022).
15. Harden R. M. International medical education and future directions: a global perspective // Academic Medicine. 2006. Vol. 81. № 12. P. 522–529.
16. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company Publ., 1991. 554 p.
17. Wu J. Y. The indirect relationship of media multitasking self-efficacy on learning performance within the personal learning environment: Implications from the mechanism of perceived attention problems and self-regulation strategies // Computers & Education. 2017. Vol. 106. P. 56–72.