Preview

Bulletin of the State University of Education. Series: Psychology

Advanced search

PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF HEALTHY CHILDREN IN SUBSTITUTE FAMILIES WHO HAVE ADOPTED A CHILD WITH DISABILITIES

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2019-2-74-87

Abstract

The article reflects the results of research into the problems of family adaptation of adopted children with disabilities. The study, conducted with the participation of more than 50 substitute families, includes the socio-psychological and emotional status of parents, some features of parent-child communication in various types of family systems. The targets for psychological assistance to families raising a child with special needs in his development are identified. The features of psychological adaptation of healthy children in substitute families who have adopted a child with disabilities are studied. On the basis of the obtained empirical data, the technology of training communicator specialists for work with a substitute family raising a child with disabilities is presented.

About the Authors

E. V. Dekina
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
Russian Federation


K. S. Shalaginova
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
Russian Federation


S. A. Zalygaeva
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
Russian Federation


G. O. Samsonov
Moscow Scientific and Practical Center for Medical Rehabilitation, Restorative and Sports Medicine
Russian Federation


References

1. Безрукова О. Н., Самойлова В. А. Сопровождение замещающих семей или как снизить риск вторичных отказов // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 85-95.

2. Декина Е. В., Самсонова Г. О. Взаимодействие собственных детей и приемного ребенка с ОВЗ в замещающей семье: к проблеме подготовки специалистов-коммуникаторов // Живая психология. 2018. Т. 5. № 3. С. 275-286.

3. Декина Е. В. Опыт разработки и реализации программы курсов повышения квалификации для педагогов-психологов по работе с замещающей семьей, в том числе воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья // Психология образования: вызовы и риски современного детства: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 18-19 декабря 2018 г. М., 2018. С. 62-66.

4. Кузина И. Г., Стекольщикова А. А. Приемная семья как фактор и форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 3-1. С. 155-161.

5. Михайлова И. А., Сайфутдиярова Е. Ф. Проблемы взаимоотношений между приемными и кровными детьми в замещающей семье // Nauka-rastudent.ru. 2016. № 04 (028). URL: http://nauka-rastudent.ru/28/3367 (дата обращения: 29.05.2019).

6. Николаева Е. И. Приемная семья - ваш путь к счастью. М., 2013. 286 с.

7. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М., 2015. 368 с.

8. Ослон В. Н., Холмогорова Л. Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 79-90.

9. Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / отв. ред. А. В. Махнач, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. М., 2015. 670 с.

10. Самсонова Г. О., Декина Е. В. Особенности психологической помощи замещающей семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями в развитии, и формирование ценности ответственного родительства: монография. М., 2017. 260 с.

11. Самсонова Г. О., Декина Е. В. Особенности психологической помощи замещающим семьям, воспитывающим детей разных возрастных категорий с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 3 (39). С. 143-149.

12. Семья Г. В. Психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях институционализации и замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2009. № 3. С. 24-32.

13. Спиваковская А. С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия. М., 1991. С. 127-132.

14. Швецова М. Н. Социально-психологической сопровождение замещающих семей. М., 2013. 188 с.

15. Шульга Т. И. Особенности подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, к передаче в замещающие семьи // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологичексие науки. 2016. № 1. С. 72-88.

16. Шульга Т. И., Семья Г. В. Особенности сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации. М., 2015. 202 с.

17. Шульга Т. И. Проблемы адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в опекунских семьях // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. С. 75-82.


Review

Views: 86


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)