Preview

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ, ПРИНЯВШИХ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

https://doi.org/10.18384/2310-7235-2019-2-74-87

Аннотация

В статье отражены результаты исследования проблем семейной адаптации приёмных детей с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании, проведённом при участии более 50 замещающих семей, с помощью специально разработанного диагностического инструментария авторами изучен социально-психологический и эмоциональный статус родителей, показаны особенности детско-родительской коммуникации в различных типах семейных систем, выявлены мишени психологической помощи семьям, воспитывающим ребёнка с особыми потребностями в развитии. Изучены особенности психологической адаптации здоровых детей в замещающих семьях, принявших на воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. На основе полученных эмпирических данных представлена технология подготовки специалистов-коммуникаторов для работы с замещающей семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Об авторах

Е. В. Декина
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого
Россия


К. С. Шалагинова
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого
Россия


С. А. Залыгаева
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого
Россия


Г. О. Самсонова
Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины
Россия


Список литературы

1. Безрукова О. Н., Самойлова В. А. Сопровождение замещающих семей или как снизить риск вторичных отказов // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 85-95.

2. Декина Е. В., Самсонова Г. О. Взаимодействие собственных детей и приемного ребенка с ОВЗ в замещающей семье: к проблеме подготовки специалистов-коммуникаторов // Живая психология. 2018. Т. 5. № 3. С. 275-286.

3. Декина Е. В. Опыт разработки и реализации программы курсов повышения квалификации для педагогов-психологов по работе с замещающей семьей, в том числе воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья // Психология образования: вызовы и риски современного детства: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 18-19 декабря 2018 г. М., 2018. С. 62-66.

4. Кузина И. Г., Стекольщикова А. А. Приемная семья как фактор и форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 3-1. С. 155-161.

5. Михайлова И. А., Сайфутдиярова Е. Ф. Проблемы взаимоотношений между приемными и кровными детьми в замещающей семье // Nauka-rastudent.ru. 2016. № 04 (028). URL: http://nauka-rastudent.ru/28/3367 (дата обращения: 29.05.2019).

6. Николаева Е. И. Приемная семья - ваш путь к счастью. М., 2013. 286 с.

7. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М., 2015. 368 с.

8. Ослон В. Н., Холмогорова Л. Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 79-90.

9. Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / отв. ред. А. В. Махнач, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. М., 2015. 670 с.

10. Самсонова Г. О., Декина Е. В. Особенности психологической помощи замещающей семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями в развитии, и формирование ценности ответственного родительства: монография. М., 2017. 260 с.

11. Самсонова Г. О., Декина Е. В. Особенности психологической помощи замещающим семьям, воспитывающим детей разных возрастных категорий с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 3 (39). С. 143-149.

12. Семья Г. В. Психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях институционализации и замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2009. № 3. С. 24-32.

13. Спиваковская А. С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия. М., 1991. С. 127-132.

14. Швецова М. Н. Социально-психологической сопровождение замещающих семей. М., 2013. 188 с.

15. Шульга Т. И. Особенности подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, к передаче в замещающие семьи // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологичексие науки. 2016. № 1. С. 72-88.

16. Шульга Т. И., Семья Г. В. Особенности сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации. М., 2015. 202 с.

17. Шульга Т. И. Проблемы адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в опекунских семьях // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. С. 75-82.


Рецензия

Просмотров: 90


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5113 (Print)
ISSN 2949-5105 (Online)